В сторону лебедя

Анна Нетребко дебютировала в качестве вагнеровской певицы

текст: Анастасия Буцко
Detailed_picture© Daniel Koch / Semperoper Dresden

Весть об этом дебюте будоражила умы и черный рынок уже год: Анна Нетребко дебютирует в своей первой вагнеровской роли — Эльзы в «Лоэнгрине» Рихарда Вагнера. Ну или почти первой — на заре туманной оперной юности, еще до зальцбургского дебюта, Анна пела одну из «девушек-цветов» в «Парсифале» Мариинского театра.

Для дебюта были созданы тепличные условия: элегантный и овеянный вагнеровскими традициями, но по-своему уютно-провинциальный Дрезден, вотчина дирижера Кристиана Тилеманна, Саксонская государственная капелла с ее идеально прозрачным и структурированным звуком, опытные вагнеровские и байройтские певцы Георг Цеппенфельд (король Генрих), Эвелин Херлициус (Ортруда) и Томаш Конечны (Тельрамунд). Наконец, проверенный оперный партнер Петр Бечала — как и Нетребко, белькантист, дебютирующий в «Wagnerfach» («вагнеровской лиге»).

Никаких режиссерских рисков: ради Нетребко восстановили, обновив и почистив, историческую постановку 1983 года, которой Опера Земпера в свое время открывалась после восстановления. Ставила «Лоэнгрина» тогда Кристина Милиц, любимая ученица Гарри Купфера, но сегодня ее легкие диссидентские штрихи (например, формирование рыцарей и народа Брабанта в колонны, отдаленно напоминающие о Третьем рейхе) приходится рассматривать при помощи лупы. Доминируют латы и бархатные камзолы, Лоэнгрин приплывает на серебряном лебеде, а Анна-Эльза красуется то в королевской мантии, то вся в белом и регулярно падает в обморок, изящно простираясь на ковролине сцены. С непривычки смотреть тяжеловато, особенно припоминая ироничного и дерзкого «Лоэнгрина» Ханса Нойенфельса в Байройте. Но именно с этим патриархом режиссерской оперы наша дива не сошлась характерами в ноябре 2014 года, отказавшись за две недели до премьеры от партии Манон в Мюнхене.

© Daniel Koch / Semperoper Dresden

Всего четыре спектакля в Дрездене, с 19 по 29 мая, разумеется, безнадежно распроданы. Критика написала о «пожалуй, музыкально лучшем “Лоэнгрине” всех времен» (Die Welt) и «стилистически безупречной Эльзе» (Frankfurter Allgemeine). Действительно, и у Нетребко, и у Бечалы «все получилось»: и пресловутое «вагнеровское легато», и сияющие верха, и умение петь тихо там, где надо (в Вагнере не повсеместно следует «давать весь голос»).

Виновником и организатором сего космополитического торжества был дирижер Кристиан Тилеманн, стратег и музыкальный руководитель Байройтского фестиваля. Анна Нетребко уже несколько лет назад озвучила желание петь Вагнера. До конкретики дошло после знакомства с Тилеманном, который, по свидетельству самой Нетребко, «одобрил, ободрил и обещал помочь». Уже во время новогоднего концерта 31 декабря 2014 года, транслировавшегося из Оперы Земпера на всю Германию каналом ZDF (Анна пела Сильву), было ясно, что «мостик» в Дрезден построен и барьер немецкого языка преодолен. Тилеманн, после неизбрания его шефом Берлинского филармонического сосредоточивший свои честолюбивые амбиции на Байройте, конечно, сильно всем утрет нос, когда Нетребко выступит в его новом «Лоэнгрине» в 2018 году (правда, не с Бечалой, а, по всей видимости, с Аланьей в качестве рыцаря-спасителя). Ставить спектакль будет, кстати, Алвис Херманис, а художником сцены вызвался стать Нео Раух, уже не раз замеченный на Зеленом холме. Байройт — все-таки место магическое.

Но куда интереснее, чем байройтские слухи и вся эта вагнеровская кухня, которая варится и булькает уже более полутора веков, происходящее с Нетребко. Она явно приняла некие стратегические решения относительно того, куда развиваться дальше. И то, что певица только что отказалась от дебюта в партии Нормы, приведя в смятение Ковент-Гарден, столь же логично, как и рекордные для звезды шесть недель, инвестированные в подготовку партии Эльзы на куда более скромной дрезденской сцене.

© Daniel Koch / Semperoper Dresden

Сила Нетребко — не только уникальный голос, который критик Элеонора Бюнинг характеризует как «бархат, расшитый бриллиантами», но и то, что принято называть «сценической интеллигентностью», и, главное, голова на плечах. С голосом происходят дивные дела: он стал полнее, темнее, драматичнее, в нем появились неслыханные обертоны и регистры. В интервью в апрельском номере специализированного издания Opernglas Анна Нетребко говорит: «Я сама почти испугалась, когда заметила, что я теперь могу! Теперь мне нужно только правильное дыхание — и вперед!» «Признаюсь вам: я рада каждому килограмму моего веса, поскольку я знаю — это помогает мне извлекать такой звук». Анна отлично знает, что переход к новому репертуару требует гигантской работы над техникой, своего рода «вокального бодибилдинга».

«Guys, I tell you: singing Wagner auf Deutsch is no-о-оt easy — констатирует Нетребко в одном из своих многочисленных твитов из Дрездена и делает страшные глаза. А ведь если брать курс на Изольду или на партии Рихарда Штрауса, то будет еще страшнее. Эти партии предполагают не только заучивание текста с какими угодно выдающимися языковыми коучами, но и умение говорить и думать по-немецки, что, в свою очередь, очень сильно меняет сознание. Владение немецким языком, умение пользоваться его ресурсами и инструментами, отточенными веками философии и ремесла, — это, на самом деле, еще и огромное наслаждение.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244937
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246491
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413079
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419563
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423637
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428939
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429593