СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 2024136114 ноября в Концертном зале Чайковского в рамках перекрестного Года Голландии—России состоится российская премьера одного из этапных сочинений недавней европейской музыкальной истории — «Государства» Луи Андриссена. В том же концерте — его же «Страсти». Сам 74-летний композитор впервые приедет в Москву. COLTA.RU сочла нужным заранее объяснить значение и смысл этой музыки.
Красть музыку можно и нужно, однако недостаточно стянуть и вставить — с украденным надо что-то сделать. Рассказы об изобретении новой музыки — полная чушь, новую музыку изобрести уже невозможно. Нужно иметь свое мнение и уметь его высказывать. При этом важно не победить, а убедить: твоя точка зрения достойна существования. Таково творческое кредо Луи Андриссена.
Луи Андриссен — самый исполняемый в мире голландский композитор. В 1960-е он вместе с единомышленниками совершил переворот в музыкальной жизни Нидерландов, разорвал замкнутое существование «серьезного» музыканта и перешел границу, отделяющую его от «низких» жанров. После почти трехвековой паузы Нидерланды вновь вышли на мировую музыкальную арену; началась эпоха «нового возрождения».
Андриссен родился в композиторской семье — помимо отца Хенрика были еще брат Юриан, который написал музыку для балета Баланчина, и дядя Виллем. Профессия Андриссена была предопределена. К сочинению музыки в семье относились как к ремеслу. И Андриссен тоже стал ремесленником: художник должен служить искусству, а не выражать с его помощью свой внутренний мир. А еще в доме Андриссенов любили Стравинского — «Весну священную» крутили постоянно. Были и пластинки с джазом — спасибо Юриану, который пожил в Америке.
Во времена совсем еще юного Андриссена в музыкальном мире было два ориентира — Стравинский и нововенцы. Кажется, и здесь у композитора особенного выбора не было — тем более что в послевоенной Голландии немцев откровенно недолюбливали. Всю эту атональность Андриссен считал безумно немодной и сильно устаревшей, а нововенскую школу — тупиковой ветвью развития. Стравинский стал для Андриссена супермоделью.
Стравинский долго шел к идее писать музыку про музыку. Андриссен усвоил такой подход довольно быстро и следует ему по сей день. По Стравинскому—Андриссену музыка ничего не выражает, но при этом содержит послание.
Всю классическую жанровую классификацию Андриссен отрицает в принципе: все, что было в XIX веке, в его музыке строго запрещено. Он пишет музыку не «в» жанре, а «про» жанры. Его оперы рассказывают про оперу. Его «Государство» («De Staat», 1974—1976), которое считается одним из краеугольных камней в новой европейской музыке, — про идеальное оркестровое сочинение.
В «государственных» инструментах фортепиано, духовые и струнные соседствуют с электро- и бас-гитарами. Так Андриссен добивается жесткого, антиконсерватóрского саунда. Конечно, он показал фигу и германофилии с ее традиционными составами. Инструментальная демократия особенно важна: в отличие от большого симфонического оркестра, в котором заправляет дирижер-тиран, а музыканты строятся по званиям, в «государственном» оркестре все равны.
Так же равны и музыки, из которых «Государство» построено. В нем можно встретить Райли и минимализм, Баха и нидерландскую полифонию. Фундамент «Государства» — псевдогреческие тетрахорды — позаимствован из индонезийской музыки. Усилители и электрогитары пришли из рока и джаза.
Текстовая основа «Государства» — мысли о музыке из платоновского «Государства». Платон пишет, что изменения в музыкальном искусстве влекут за собой изменение структуры и строя государства, посему музыкантов нужно держать под строгим контролем, а лучше совсем запретить — в идеальном обществе им не место. Андриссену импонировала утопичная идея о музыке, меняющей государственный строй, но с остальными идеями великого мыслителя он не согласен.
Спор Андриссена с Платоном существует вне вербального текста. Андриссен считает, что если уж в сочинении есть слова, то их нужно петь на понятном языке. Древнегреческий он использует явно не для того, чтобы его поняли. Переведенный платоновский текст почти всегда печатают в программке, но он скорее нужен, чтобы показать: «Государство» не про политику. Главная тема — место артиста в обществе.
Андриссена удобно назвать политическим композитором, но даже в «Государстве» он только философствует на тему политики, это сочинение-размышление. Он не пытается никого перевоспитать с помощью своей музыки. Политическая акция по-андриссеновски — это, например, организация множества ансамблей, в которых играют непрофессиональные музыканты: он всегда пытался изжить привычки классического музицирования. И это сработало: Андриссена считают основателем современной ансамблевой культуры Голландии.
У Андриссена очень мало чисто политических опусов, и все они написаны для конкретных событий. Одна из последних музыкально-политических акций — исполнение песни «Тихо». В начале 2000-х в Голландии сокращали расходы на культуру: закрывались оркестры, композиторы перестали получать заказы. Разгорелись политические дебаты. Приложился и Андриссен: он написал песню о гробовой тишине, которая наступит без новой музыки. Песня «Тихо» отлично подошла для хеппенинга на Площади музеев в Амстердаме, но с самостоятельным музыкальным значением у нее туговато.
Занятно, что в одном концерте с «Государством» исполнят «Страсти» Андриссена («La Passione», 2000—2002). Долгое время Андриссен от XIX века открещивался — а то кто-нибудь еще подумает, что ему по душе какой-нибудь Брукнер или Вагнер, все эти орущие тетки с мощным вибрато и до отвращения чувственные скрипки. Поэтому романтизм не подходил даже как модель. Но «Страстями» он прямо-таки врубается в этот самый XIX век и пытается с ним что-то сделать. «Страсти» и «Государство» — это поляризованные исполнительские миры. Первый он старательно разрушал, а второй всю жизнь строил.
Так или иначе, российская премьера «Государства» также попадает в околополитическую историю. Играть «Государство» в обстановке экономического, культурного и прочих кризисов более чем актуально. Учитывая летние проблемы участвующих в российской премьере исполнителей (директора МАСМа Викторию Коршунову чуть не уволили за то, что она отказалась «сдавать» репетиционные помещения) — актуально вдвойне.
Message «Государства» так или иначе адресован политикам. Но политическими методами с ними бороться трудно — они в этом деле гораздо сильнее, чем композиторы и музыканты. Намного разумнее менять общественное мнение. На концерте большой оркестр сыграет не по-брукнеровски, не по-малеровски, а в стиле Каунта Бейси. Такая переориентация намного более революционна, чем любой политический контекст, который можно приписать «Государству».
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241361Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249470Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416115Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202416857Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419546Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420417Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425457Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425663Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202426999