Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244933Берлиоз в России — тема скорее XIX века. Уже при жизни французского бунтаря его отношения с русской публикой заладились. Лет 20 назад в районе Каширского шоссе еще висел удивительный билборд с цитатой из письма Берлиоза про то, что нет, мол, ничего лучше Коломенского. В Москве и Петербурге композитор в свое время имел успех гораздо больший, чем у себя дома в Париже, существенно поправив свое материальное положение.
Однако в наше время его музыка, кроме, может быть, Фантастической симфонии, остается на отечественных сценах скорее экзотикой. Ситуацию исправляет Гергиев. С некоторых пор приучать публику к Берлиозу поставил своей целью и главный дирижер Большого театра Туган Сохиев, не устающий признаваться в любви к этому композитору. В этом сезоне маэстро привез в Москву свой французский коллектив — Национальный оркестр Капитолия Тулузы — с масштабным Реквиемом Берлиоза. И вот первое сценическое воплощение Берлиоза силами Большого театра — «Осуждение Фауста» (в концертной версии это сочинение на этой сцене звучало в 1921 и 2002 годах).
Дирижерам и правда есть за что любить этого композитора и особенно это его сочинение, одно из лучших. Оркестр у Берлиоза роскошный, но без немецкой романтической тяжести, невероятно разнообразный, детальный, полный находок и нестандартных ходов, разгадывать его загадки, надо думать, одно удовольствие. И в исполнении Сохиева это удовольствие было слышно.
Певцам сложнее. К голосам трех главных персонажей «Осуждения» предъявляется целый комплекс противоречивых требований, включая французский язык. Однако Большой сумел подсобрать из разных мест солистов почти на три состава, в очередной раз позабыв обещание директора Владимира Урина обходиться исключительно штатными работниками. Премьерный первый состав звучал очень достойно, особенно хороша была молодая солистка из соседнего театра Станиславского и Немировича-Данченко Ксения Дудникова в роли Маргариты, чье легкое, чистое меццо-сопрано лилось с огромной Исторической сцены с подкупающей музыкальностью. В этой партии, построенной на песенном тематизме, нет внешнего блеска и каких-то очевидных оперных эффектов; тем ценнее абсолютная убедительность Дудниковой. Безукоризненным Мефистофелем — подвижным и голосом, и телом — был один из лучших русских басов Дмитрий Белосельский, некогда солист Большого, теперь мировой гастролер. Фаустом — албанский тенор Саймир Пиргу с выносливым, крепким и одновременно гибким голосом, уже выступавший в Москве в берлиозовском Реквиеме. Огромная нагрузка лежит на хоре, но коллективу Большого не привыкать.
Еще сложнее режиссеру. Во-первых, надо забыть про Гете. Фауст эпохи французского романтизма гораздо простодушнее. Берлиоз, основываясь на переводе Жерара де Нерваля, сам написал либретто в соавторстве с Альмиром Гандоньером. Самая понятная линия — любовная. Сделку с дьяволом Фауст заключает исключительно для того, чтобы спасти Маргариту от казни. Но в итоге он проваливается в ад, а она возносится на небо.
Во-вторых, это не опера. Авторское жанровое обозначение — «драматическая легенда», что на деле является микстом оперы, оратории, программной симфонии и балета. Для сценического воплощения «Осуждение Фауста», написанное в 1845—1846 годах, не было предназначено, хотя последние сто лет у режиссеров вошло в моду биться с его непреодолимыми постановочными проблемами. Вот эти все провалы в ад и вознесения на небо, танцы блуждающих огоньков и полеты Фауста с Мефистофелем в бездну верхом на лошадях — все это давно принято более-менее упаковывать в условности. Именитый режиссер Петер Штайн, приглашенный в Большой завершать сезон этим, самым монументальным, проектом, решил в условности не играть и вместе со сценографом Фердинандом Вёгербауэром и художницей по костюмам Наной Чекки (эта же команда выпустила два года назад элегантную и спокойную «Аиду» в театре Станиславского и Немировича-Данченко) сделать все по-честному. Во время танца огоньков танцуют огоньки, во время венгерского марша маршируют и гибнут солдаты (наверное, венгерские), из дырки в полу полыхает пламя и лезут черти с грешницами, Маргариту под пение хора ангелов поднимают на веревочках под колосники. Процент иронии неочевиден, но он есть. Самая трогательная сцена — скачка Фауста с Мефистофелем под острый и пряный цокот скрипок. Они взбираются в люльку с лошадиными головами и таки взмывают в воздух на фоне видеозадника, по которому в это время бегут облака, извивается страшный змей и резвятся скелеты. И наступает детское счастье.
С одной стороны, это риск — не то чтобы популярное название на Исторической сцене. С другой стороны, где, как не на ней, устроить самое пекло.
Понравился материал? Помоги сайту!
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244933Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246486Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413075Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419559Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420226Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422875Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423634Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428807Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428937Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429591