Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241660По удивительному стечению обстоятельств два вечера подряд, друг за другом, в консерваторских залах прошли монографические концерты двух главных женщин-композиторов нашей музыкальной истории, сочинения которых обычно звучат редко или очень редко. Один зал был заполнен хорошо, другой — крайне скудно. Что, впрочем, никак не сказывается на несомненном величии обеих фигуранток.
85-летие Софии Губайдулиной отмечали в Малом зале консерватории с телекамерами, стоячей овацией, приветственными речами ректора консерватории и председателя композиторского союза. Не меняющаяся маленькая женщина в брючках, с детскими глазами и кудрявой неразберихой на голове приехала в Москву из своей деревни под Гамбургом, где довольно отшельнически живет с начала 90-х, присутствовала на репетициях и обещала через несколько дней доехать до родной Казани, где тем временем открылся посвященный ей ежегодный фестиваль Concordia.
На сегодняшний день она — признанный классик советского авангарда (как бы парадоксально это ни звучало), легенда эпохи «московской троицы» (Шнитке, Губайдулина, Денисов) и одновременно фигура вне времени и пространства, православная татарка, живущая в Германии, занятая служением вечному и поисками мировой гармонии.
Метафизика соседствует у нее с осязательностью, физиологичностью, тембровую материю ее музыки, кажется, можно потрогать руками. Виолончель, баян, россыпи ударных — это ее узнаваемые голоса. На деньрожденном концерте выступили молодые силы — Камерный хор Московской консерватории (он открыл концерт самым известным номером программы — кантатой «Теперь всегда снега» на слова Геннадия Айги), оркестр «Гнесинские виртуозы», ансамбль «Студия новой музыки». Но самые ответственные соло исполнили проверенные соратники композитора, чьи инструменты давно срослись с ее музыкой.
Фридрих Липс сыграл концерт «Fachwerk» для баяна, ударных и струнного оркестра — эффектное, полнокровное сочинение, любующееся открыточным архитектурным стилем старой Европы без какого бы то ни было сюсюканья. А главным пунктом программы была мировая премьера «Простой молитвы» для чтения, двух виолончелей, контрабаса, фортепиано и ударных. Именно для чтения, а не для чтеца — потому что и играть, и произносить весьма пространный текст, являющийся авторской компиляцией из разных духовных сборников, «Песни песней» и собственных слов, должен один и тот же человек, виолончелист Владимир Тонха. Ему опус и посвящен.
«Простая молитва» оказалась очень непроста. Это неуютное, настойчиво-утомительное, даже страшное сочинение, от которого хочется загородиться. Инструменты мрачно ворчат в низком регистре, бесконечный монолог обращен к Богу, но совсем не благостен, заметнее и агрессивнее всего в нем звучат слова о ненависти к врагам. Эта тема постоянно возвращается, из замкнутого круга долго невозможно вырваться, и облегчения не приносят даже финальные слова старинной молитвы: «Боже! Помоги мне не в том, чтобы меня утешали. Но: чтобы я мог утешить. Не в том, чтобы меня понимали. Но: чтобы я понимал… Не в том, чтобы меня любили. Но: чтобы я любил…» «Простая молитва» не столько дает надежду на любовь, сколько предостерегает от ненависти. И эта роскошь прямого высказывания впечатляет не меньше самого высказывания.
Музыка Галины Уствольской тоже говорит прямо. Ее творчество — совсем отдельный, ни на что не похожий мир. Если возможна музыка, полностью свободная от социума, — то это вот она. Уствольская вела советскую отшельническую жизнь (которая гораздо жестче, чем гамбургская), старалась ничего не писать на заказ, а если писала, то не считала эти сочинения достойными внимания. А зря. На концерте в Рахманиновском зале была исполнена одна из таких работ начала 70-х — Хвалебная песнь «Мир» для хора мальчиков, четырех труб, трех ударных и фортепиано. Песня вроде бы про мажорный «миру мир», но высечен он с такой прекрасной грубостью и яростью, которую невозможно не узнать.
Авторский почерк Уствольской не спутаешь ни с чем. Она избежала каких-либо влияний прошлого и настоящего — даже своего учителя Шостаковича. Это музыка с чистого листа, для странных, совершенно неконвенциональных составов, состоящая в основном из четвертей, причем метрически не организованных. Эта музыка говорит, и каждое слово по делу. Если что приходит на ум, то средневековый григорианский хорал.
Совершенно нерядовой концерт, организованный неутомимым Алексеем Любимовым с участием виолончелиста Александра Рудина и солистов из «Студии новой музыки» в рамках консерваторского абонемента «Наследие ХХ века», ни к какой дате привязан не был (100-летие Уствольской будет в 2019 году) и особого слушательского внимания не привлек. После антракта, когда отпевшие мальчики (Московская городская капелла из школы № 1234) вместе с родителями ушли, зал совсем неприлично опустел. Поэтому самое мощное сочинение, завершавшее программу, услышали немногие.
Симфония № 5 «Amen» написана уже, можно сказать, в наше время, в 1990 году, — и вовсе не для симфонического оркестра, а для речитатора, озвучивающего молитву «Отче наш», скрипки, гобоя, трубы, тубы и деревянного куба. Куб этот когда-то делался по личному заказу Уствольской ленинградским плотником и воспроизведению в наше время не поддается, поскольку такую ужасную ДСП уже не делают. Но, возможно, именно его глухой стук помогает так напористо и убедительно продираться к словам молитвы.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241660Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249631Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416280Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202416965Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419696Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420516Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425577Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425771Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427111