«Сейчас цена музыки очень упала»

Максим Венгеров — не только о гонорарах

текст: Ляля Кандаурова
Detailed_picture© Getty Images

4 ноября в Большом зале консерватории в рамках II Международного скрипичного фестиваля состоится сольный концерт Максима Венгерова. Знаменитому скрипачу позвонила Ляля Кандаурова.

— Максим, в какую страну я вам звоню?

— Сейчас я в Познани, работаю председателем жюри XV скрипичного конкурса им. Венявского, это очень интересно. Сегодня будет первое прослушивание финального тура, уровень очень высокий. Это старейший скрипичный конкурс в мире, легендарный, в котором участвовали в разное время Давид Ойстрах, Ида Гендель и Жинетт Невё.

— Как человек, знающий конкурсный процесс с обеих сторон, вы изменили отношение к конкурсам?

— Конечно. Сегодня конкурсы должны быть трансформированы в некую платформу для молодых талантов. Они должны являться стартапом для их карьеры.

— А разве раньше так не было?

— Было всегда, но на конкурсы приезжают молодые люди без большого сценического опыта, поэтому для них очень важно общаться с членами жюри. У нас после каждого тура происходит общение с музыкантами, все довольно открыто и проходит в дружеской атмосфере. Поэтому нет чувства соревнования, такого, как было раньше, я против этого.

— Вас всегда представляют как «скрипача-виртуоза» — вас это не обижает?

— «Виртуоз» — это совершенно правильно. Как понимать это слово? Если исходить из музыки, то музыка Баха и Моцарта требует виртуозного прочтения. Это значит, что музыкант должен быть технически оснащен. Он должен не просто уметь играть быстро, как виртуоз в общем понимании: Паганини или Венявский. Каждый композитор диктует свой набор технических приемов: для Шостаковича — одна техника, для Моцарта — совершенно другая. Зачастую музыканты, которые прекрасно, виртуозно могут сыграть Паганини, не могут сыграть Моцарта. «Виртуоз» — это тот человек, который может сыграть любую музыку, и сегодня музыканты должны не просто специализироваться по какой-то определенной эпохе, а уметь играть все.

— Но вы играете массу специфически виртуозной музыки — Паганини, Изаи, Венявского. На концерте в Москве будете играть Эрнста. Вы не устали от такой музыки?

— Но ведь я буду играть еще Бетховена, Шуберта, Равеля, двадцатый век. Я не могу устать играть виртуозную музыку, потому что очень люблю свой инструмент, и виртуозная музыка тоже замечательна, она по-своему великолепна. Паганини — это стиль bel canto, опера, это тоже по-своему очень интересно. Кроме того, интерес к инструменту, к ремеслу не должен быть потерян. Бетховен, конечно же, гениальный композитор, но он никогда не писал для инструмента, он просто выражал себя посредством музыки, и скрипка была просто предлогом, чтобы написать музыку. Наоборот, композиторы-скрипачи, такие, как Изаи, Эрнст, Паганини, — это эпоха, великая традиция. И Давид Федорович Ойстрах исполнял виртуозные произведения, и Хейфец. ХХ век — самый плодовитый в том смысле, что композиторами были сами скрипачи, и подобные авторы были и до этого.

Что значит «зарабатывание денег»? Начнем с того, что в том смысле, в котором это выражение принято использовать, оно здесь неуместно.

— Но если говорить про XIX век, то виртуозность исполнители часто противопоставляли серьезному искусству.

— Это клише. Смотря как использовать понятие «виртуозность».

— Значит, если бы не было необходимости в зарабатывании денег, вы бы играли ту же самую музыку?

— Абсолютно. Я играл с пятилетнего возраста и так же ощущал себя на сцене, как сегодня. Что значит «зарабатывание денег»? Начнем с того, что в том смысле, в котором это выражение принято использовать, оно здесь неуместно. Сейчас цены на музыкальные инструменты очень высоки, и не каждый музыкант способен заплатить миллионы долларов.

— Да, вы иногда не без гордости говорите о своих гонорарах и часто связываете их с ценами на инструменты. Однажды вы сказали, что Хейфец мог позволить себе купить инструмент после трех концертов.

— Конечно. Сейчас цена музыки очень упала. Не только в денежном смысле, но и в человеческом. Культурные ценности падают, и это выражается, естественно, и в гонорарах музыкантов. Этот процесс на данный момент необратим, но давайте лучше будем разговаривать о музыке.

— На какой скрипке вы играете?

— Я играю на Страдивари, том инструменте, на котором играл скрипач Родольф Крейцер.

— То есть это тот же инструмент, что вы купили в конце 90-х?

— Да, тот же самый, но у Давида Федоровича Ойстраха, например, была не одна, а две скрипки и даже больше. Сейчас другие времена. Но если вы хотите поговорить об оплачиваемости музыкантов, то лучше не со мной — каждый должен заниматься своим делом.

— Есть ли стороны этого дела, с которыми приходится мириться? «Шесть великих композиторов за один вечер. Никаких подделок, только истинные эмоции»: вас такого рода слоганы не коробят?

— Я занимаюсь искусством, но есть и пиар, который привлекает публику. Это идет независимо от меня, я не придумываю эти слоганы. И прессу я очень мало читаю, у меня нет времени на это.

— В интервью 2009 г. вы говорите: «Знаете, я могу сказать без ложной скромности — к восемнадцати годам я в принципе мог заканчивать карьеру скрипача. Потому что реально достиг в ней потолка». Что такое потолок в карьере скрипача?

— Тут мы возвращаемся к вопросу о виртуозности. Когда музыкант исчерпывает себя как инструменталист в своем ремесле, доходит до определенного совершенства, необходимо искать другие средства выражения. Это возможно только путем глубочайшего исследования, огромной любви к искусству. Нужно идти, развиваться, раскрывая новые горизонты в музыке и в жизни. Поэтому уже в 20 лет я пошел учиться — играл на альте, на барочной скрипке, начал развиваться как дирижер, преподавал. Я никогда не останавливался на достигнутом, потому что понимал, что мне недостаточно быть просто талантливым музыкантом, хорошим ремесленником. Я встретил на своем пути гениальнейших музыкантов — Мстислава Ростроповича, Даниэля Баренбойма, которые открыли мне волшебный мир музыки. Они явились для меня примером — оба дирижировали, и были многие другие инструменталисты-дирижеры. Если бы я не встретил таких музыкантов, я был бы просто хорошим скрипачом.

В 22 года я был очень недоволен своим звуком — мне казалось, что он писклявый.

— Правильно ли я понимаю, что под «потолком» вы тогда имели в виду техническое всевластие?

— Его не бывает — всегда найдется человек, который сыграет быстрее и громче, но это же не спорт — разве в этом дело? Каждый человек сам ставит себе потолок, планку, на которой он может сказать: «здесь я прыгнул выше всех». Но я никогда не делал этого. Каждый концерт был связан у меня с новым открытием, я пытался что-то познать и никогда не успокаивался. Это путь музыканта — он не определяется одним-двумя концертами, годом, десятилетием. Мы учимся, пока живем.

Я заметил, что после каждого опыта как дирижера и педагога, когда я возвращался к тем же произведениям, я начинал их по-другому трактовать. Появлялись новые краски, менялись энергетика и даже звук. Не забуду, как в 22 года я был очень недоволен своим звуком — мне казалось, что он писклявый, хотелось достичь более баритонового звука на скрипке. Тогда я начал слушать много симфонических произведений и пытался представить, что играю не на скрипке, а на виолончели. Потом взял в руки альт, записал концерт Уолтона, и мне удалось — мой звук стал гораздо богаче, появились другие краски. А личность музыканта определяет именно звук, а не только виртуозность — как громко или быстро он может играть.

— В том же разговоре с Financial Times была такая фраза: «Когда люди приходят в храм музыки, все политические, религиозные и этнические разногласия отпадают» — вы правда верите в это?

— Конечно, это безусловно так. Музыка — это уникальный универсальный язык, позволяющий посредством звуков передать многие эмоции.

— А в другой беседе вы сказали, что «мир музыки жесток».

— Это вытянуто из контекста — в каком смысле я это сказал?

— Вы говорили о конкуренции.

— Смотря как посмотреть на это — он жесток, если ты заковал себя в рамки. А если ты просто любишь музыку — мир уже не такой жестокий, ты занимаешься любимым делом. И тогда это поцелуй Творца, потому что не каждый из нас может позволить себе заниматься делом, которое действительно любит.

— Какую роль в вашей жизни играет неклассическая музыка?

— Для меня нет разделения — классическая и неклассическая. Для меня есть музыка хорошая и менее качественная. Я очень люблю фольклорную музыку, она является первоисточником в музыке, широко использована гениальными композиторами — и русскими классиками, и венскими классиками, и в немецкой музыке: возьмем то, как использовал цыганские мотивы Брамс. Поэтому для меня фольклор — это первоисточник. Потом — музыка, написанная гениальными композиторами. А потом — популярная музыка, которая использует классические формы: это факт, а не мое мнение.

— Да, вы упоминали об этом: «Известный факт, что любая популярная музыка, эстрада или джаз, естественно, берет свои истоки в классической музыке».

— Я имел в виду, что это не первоисточник, но там, безусловно, есть свои открытия. Возьмем «Битлз» — в гармоническом смысле они черпают у Генри Перселла.

— О травме правой руки, приведшей к четырехлетней паузе в вашей карьере, вы сказали в одном интервью, что «перекачались». Это правда?

— Это очень преувеличено. Действительно, я ходил в спортивный зал, но это не являлось главной причиной, почему я остановился на пару лет и не играл на скрипке. Люди любят сенсации.

Когда это случилось, это дало мне огромные возможности развиваться как дирижеру, как музыканту, как личности, да и ничего необычного в этой паузе нет. Я ни в коем случае себя не сравниваю, но перерывы в карьере случались и у Паганини, и у Листа. Владимир Горовиц вообще не играл 12 лет, он трижды брал тайм-аут в профессии. Что такое несколько лет в масштабе жизни? Ничего.

— Все еще качаетесь?

— Да. Я все еще качаюсь (смеется), но уже не вишу по два часа на турнике.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249408
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416053
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420365
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425602
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426945