17 ноября 2016Академическая музыка
200

Сближение элит

В Москве впервые прошла презентация Зальцбургского фестиваля

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_pictureПрезентация программы Зальцбургского фестиваля в резиденции посла Австрии© Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Москва впервые попала в список городов, где Зальцбургский фестиваль устроил презентацию своей летней программы, объявленной неделю назад. Она прошла в резиденции австрийского посла. Перед Москвой президент фестиваля Хельга Рабл-Штадлер и новый интендант Маркус Хинтерхойзер побывали в Берлине, впереди у них — Мюнхен и Сеул.

За пару последних десятилетий российские музыкальные силы на главном фестивале мира неплохо обжились, но в этом году все совсем серьезно. Оперную — то есть главную — часть Зальцбурга открывает не Венский филармонический оркестр, как обычно, а коллектив то ли из тундры, то ли из Сибири — в общем, из Перми. Западной прессе сложно дается российская география за пределами Москвы и Петербурга, но имена Теодора Курентзиса, недавно выбранного журналом Opernwelt «дирижером года», и его коллектива MusicAeterna сейчас у всех на слуху.

Пермский оркестр и хор приезжают на родину Моцарта на целых пять недель со своими специалитетами, в число которых этот же Моцарт и входит. Как раз отшумели релизы трех опер на либретто Да Понте, записанных на Sony Classical, и теперь в Зальцбурге они вместе с интернациональной командой певцов примутся за одну из двух последних опер Моцарта — «Милосердие Тита». Курентзис вновь работает в тандеме с великим Питером Селларсом, с которым уже были сделаны «Королева индейцев» в Перми и «Иоланта/Персефона» в Мадриде. «Тит» — первая оперная премьера огромного фестиваля (21 июля — 30 августа, бюджет на 2017 год — 61,69 млн евро, 222 500 билетов, 15 площадок, 195 музыкальных и театральных событий, в том числе пять новых оперных постановок, две оперы в концертном исполнении и три — в полусценическом), она пройдет семь раз. Этим пермское присутствие не ограничится: Реквием Моцарта, Концерт для хора Шнитке, Первая симфония Малера, Скрипичный концерт Берга с Патрицией Копачинской, ночь, свечи. Впрочем, насчет того, что пожарные службы Зальцбурга разрешат свечи, госпожа Рабл-Штадлер все же сомневается.

Теодор Курентзис во время презентацииТеодор Курентзис во время презентации© Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

В любви к Курентзису, Селларсу и русской культуре Хинтерхойзер, участвовавший в Дягилевском фестивале в качестве пианиста (в Перми он играл Уствольскую, в Зальцбурге сыграет Мессиана), выступает прямым наследником Жерара Мортье, легендарного зальцбургского интенданта 90-х. Убежденность в активной социальной позиции искусства и умение выстраивать умные тематические переклички между программами тоже их роднят. Одной из главных задач нынешний фестиваль объявляет исследование природы власти. Проследить эту тему предлагается от опер Монтеверди (все три будут исполнены под управлением Джона Элиота Гардинера) до «Лира» Ариберта Раймана, написанного в 1978 году. Отдельно выделены программы вокруг музыки Жерара Гризе и Дмитрия Шостаковича. Его «Леди Макбет Мценского уезда» ставит Андреас Кригенбург, дирижирует Марис Янсонс.

Обязательный набор топ-имен тоже наличествует. Анна Нетребко с супругом Юсифом Эйвазовым поют в «Аиде», а Риккардо Мути ею дирижирует, Чечилия Бартоли поет в «Ариоданте», Пласидо Доминго — в «Двое Фоскари». Однако к звездам музыкального небосклона добавлены равновеликие из арт-мира, и это не менее заметный жест интенданта, чем чужаки с Моцартом на открытии фестиваля. «Аиду» ставит иранская видеохудожница Ширин Нешат; Хинтерхойзер обещал новый взгляд с Востока на всем известную оперу. А южноафриканский художник Уильям Кентридж вместе с Владимиром Юровским за пультом выпускают «Воццека» Берга.

Сближение элит разных видов искусства идет параллельно со сближением элит финансовых, и эти процессы не так далеки друг от друга, как кажется. Три года назад было организовано Общество российских друзей Зальцбургского фестиваля. Его президент, девелопер, коллекционер современного искусства, хозяин Венской арт-ярмарки Дмитрий Аксенов представил на презентации у австрийского посла первую русскую компанию, вошедшую в престижный клуб зальцбургских спонсоров, — «Новатэк». Так что в фестивальном буклете ее название стоит на одной странице с «Милосердием Тита». Вот такие настали времена.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249417
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416063
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420373
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425611
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426954