20 февраля 2017Академическая музыка
304

Эффект Вайнберга

Самый модный композитор недели

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_pictureСцена из оперы «Идиот»© Дамир Юсупов / Большой театр

Прошлая неделя в Москве стала кульминацией новой славы Мечислава Вайнберга (1919—1996), которая обрушилась на него уже после смерти, несколько лет назад, а до нас наконец дошла из-за границы. Четыре дня в Большом театре и Государственном институте искусствознания проходила представительная международная конференция, организованная газетой «Музыкальное обозрение» по случаю приближающего столетия композитора. Две недавно поставленные «Пассажирки» — московская и гастрольная екатеринбургская — соревновались между собой, обретя статус must see, порождая лагеря противников и сторонников. Билеты спрашивали на улице. А Большой театр в эти же дни выпустил премьеру оперы «Идиот». Впечатляющая концертная программа, проходившая в Бетховенском зале Большого и в Институте искусствознания, включала в себя мировую премьеру первого варианта Концертино для виолончели и струнного оркестра. В числе почетных гостей были английский режиссер Дэвид Паунтни, первый постановщик оперы «Пассажирка» (фестиваль в Брегенце, 2010 г.), и польская писательница Зофья Посмыш, автор повести «Пассажирка из каюты 45». Тонкая и прямая 93-летняя элегантная красавица на каблучках, выходящая на сцену перед стоящим залом и произносящая напутствие из страшного ХХ века, — волнующий ритуал, к которому мы теперь тоже причастны.

Сцена из оперы «Идиот»Сцена из оперы «Идиот»© Дамир Юсупов / Большой театр

Между тем нельзя сказать, что до нынешнего беспрецедентного бума Вайнберг был таким уж неизвестным композитором. Сам он своими «звездными годами» называл 60-е. «Я был окружен лучшими исполнителями мира, я с ними дружил. Они играли мои сочинения». Ростропович, Ойстрах, Гилельс, Кондрашин, Баршай — вот такой список имен. Но в 90-е композитор оказался на какой-то другой, немодной полке. Не протестный, не радикальный, практически не гонимый, да еще и младший друг Шостаковича — ясное дело, эпигон. Не хватало чего-то цепляющего, чтобы стать узнаваемым за пределами музыкальной общественности.

Сейчас как раз поднакопились необходимые опознавательные метки: музыкант, по которому прошелся каток XX века; нет пророка в своем отечестве; возвращение имен. Кроме того, ощущается усталость от сложностей и эмоциональных закоулков искусства, называющегося современным. А в оперной отечественной музыке вообще зияет дыра в полвека, а то и больше — после «Леди Макбет Мценского уезда» толком ничего репертуарного и нет. До сих пор висит вопрос: как бы сложилась история оперы ХХ века, не будь правдинской статьи «Сумбур вместо музыки», в 1936 году прервавшей так мощно начавшийся оперный путь Шостаковича. И вот вдруг в наследии композитора Вайнберга обнаруживается целый оперный клад — и для слушателей, и для исполнителей: понятный музыкальный язык, честный пафос, яркие характеры. «Пассажирка» — первая из семи его опер, задающая новый вопрос: как бы все повернулось, будь она исполнена в России тогда же, в 1968-м, а не почти 40 лет спустя.

Сцена из оперы «Идиот»Сцена из оперы «Идиот»© Дамир Юсупов / Большой театр

«Идиот», написанный в соавторстве с тем же либреттистом Александром Медведевым, — последняя опера композитора, совсем уже не имеющая ничего общего со стилем Шостаковича. Она появилась в 1986 году, была поставлена в театре Покровского в 1991-м, на волне популярности «Пассажирки» в последние годы стала известна на Западе; этим летом ее полуконцертную версию оперативно выпустила Мариинка. И вот пополнил репертуар «Идиотом» Вайнберга и Большой театр, удачно углядев для него место где-то рядом со своим балетом «Герой нашего времени».

Публика воспринимает новую партитуру, все же подсокращенную примерно на час, с увлеченностью, в антракте не уходит. Спектакль, поставленный на Новой сцене новичком в опере, опытным худруком израильского театра «Гешер» Евгением Арье и питерским сценографом Семеном Пастухом, не претендует на новые резкие акценты в трактовке романа Достоевского или любовного четырехугольника, на котором сконцентрировались композитор и либреттист. Кинематографичность оперы, где динамично монтируются разные эпизоды, ведет постановщиков за собой. Видео Аси Мухиной с крупными планами главных действующих лиц добавляет стереофоничности. Приветы от Гоголя и Чехова чудятся в декоративно-гротесковых силуэтах массовки. Черно-бело-красный антураж хоть и немножко из 90-х, но технично вставлен в повествование, полное страстей, что называется, на разрыв аорты и нежного сновиденческого морока. И польский дирижер Михал Клауза очень хорошо высвечивает эти контрасты.

Сцена из оперы «Идиот»Сцена из оперы «Идиот»© Дамир Юсупов / Большой театр

Ну а главным украшением новой продукции Большого являются солисты (в том числе совсем молодые), которых набралось на два сильных состава и которым тут можно развернуться не хуже, чем у Римского-Корсакова и Чайковского. Все такое сочное и вкусное: роковая Настасья Филипповна (Екатерина Морозова, Мария Лобанова), беспомощно-милый князь (Богдан Волков, Станислав Мостовой), брутальный Рогожин (Петр Мигунов, Николай Казанский), болезненно-ироничная Аглая (Юлия Мазурова, Виктория Каркачева), карикатурный Лебедев (Константин Шушаков, Константин Сучков). Что бы было, появись опера «Идиот» не в 1986 году, а сотней лет раньше, — тоже хороший вопрос.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249405
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416050
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420363
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425599
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426943