11 сентября 2017Академическая музыка
168

Уроки музыки

Репортаж с Международной академии молодых композиторов в городе Чайковском

текст: Юрий Куроптев
Detailed_pictureФлейтист МАСМа Иван Бушуев на репетиции пьесы Джона Кейджа «Музыка для гостиной» © Саша Елина / Международная академия молодых композиторов

Девушки в народных костюмах и с лентами в волосах танцуют под русскую народную музыку на сцене музыкальной школы. Так начинается открытие VII Международной академии молодых композиторов. «Давайте покажем, как Россия приветствует гостей!» — кричит ведущая в микрофон. Кажется, что сейчас на сцене появится Мария Захарова с сольным номером «Калинка». Но нет, танцы заканчиваются. Ведущая предлагает гостям выйти на сцену, «отведать чайковских яблочек и отломить каравай».

«Спасыбо большой!» — улыбаясь, произносит со сцены французский композитор, профессор академии Жером Комбье. Еще один профессор Яннис Кириакидес отмечает, что в Чайковском сложилась замечательная космополитическая ситуация. Худрук академии Дмитрий Курляндский бойко произносит: «Ну, поехали!»

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) рванул с места в карьер. Четыре исполнителя с помощью палочек выстукивают ритм на стаканах, кружках, столе и прочем убранстве среднестатистической квартиры. Отсюда и название сочинения Джона Кейджа — «Музыка для гостиной». Далее идет сложносочиненное «Караоке. Этюды» Кириакидеса для видео, электроники и ансамбля. Голландский композитор кипрского происхождения поглумился над пятью хитами в диапазоне от Боба Марли до Нины Симон. Музыканты сидят спиной к слушателю. Солист играет, глядя в бумажную партитуру, а пятеро других проходят хитроумный квест: смотрят на экран, где появляется графическая партитура. Концерт заканчивает «Вместе» — знаковое произведение американского минималиста Фредерика Ржевского. Композитор создал его в 1971 году, опираясь на текст из тюремного дневника пацифиста Сэма Мелвилла, отбывавшего срок в нью-йоркской тюрьме. Финал этой двадцатиминутной композиции отличается такой мощью, что публика на мгновение замирает, а потом награждает МАСМ аплодисментами.

Жером Комбье и Яннис Кириакидес на открытии VII Международной академии молодых композиторов в ЧайковскомЖером Комбье и Яннис Кириакидес на открытии VII Международной академии молодых композиторов в Чайковском© Саша Елина / Международная академия молодых композиторов

После концерта космополитичный улей переходит через дорогу — в санаторий «Камские зори». В соседнем здании — музучилище. Нетрудно догадаться, чье имя носят музыкальные учреждения города. По числу упоминаний и изображений местного героя Чайковский вполне может сравниться с моцартовским Зальцбургом. Петр Ильич здесь повсюду: есть несколько памятников, барельефов, и даже на уличных граффити тоже он. Разве что в сувенирных лавках отсутствуют одноименные конфеты с марципаном.

На самом деле Петр Ильич Чайковский родился в 37 километрах от этого места — в Воткинске. Сам же город Чайковский находится в 300 км от Перми, поэтому «академики» приезжают сюда из Ижевска — так удобнее. Чайковский — очень уютный и зеленый город, он расположен на полуострове и с трех сторон окружен водой: Камой, Воткинским водохранилищем и заливом реки Сайгатка. Санаторий «Камские зори» находится на набережной с роскошным сосновым бором.

Яннис Кириакидес и Дмитрий Курляндский в ЧайковскомЯннис Кириакидес и Дмитрий Курляндский в Чайковском© Саша Елина / Международная академия молодых композиторов

По дороге я спрашиваю у композитора Курляндского, почему академия проходит именно здесь. «Московский ансамбль современной музыки несколько лет давал в городе Чайковском концерты, — отвечает он. — Город был заинтересован в музыкальных событиях, и администрация предложила придумать долгосрочный проект. Вика (Виктория Коршунова, директор МАСМа. — Ю.К.) обратилась ко мне за советом. К тому времени я вынашивал идею академии. Я разработал концепцию и программу. Нас поддержали администрации Чайковского и Пермского края».

Академия устроена просто. Две недели именитые композиторы занимаются со студентами. Занятия проходят индивидуально, предусмотрены и коллективные лекции. За это время молодые композиторы пишут новые сочинения. Их исполняет МАСМ на финальных концертах в Чайковском и Москве.

В столовой санатория слышна русская и английская речь. Кроме «академиков», постояльцев здесь нет. Мне объясняют, что нужно подойти самому к окошку раздаточной и взять ужин. В очереди высокий блондин с бутылкой лимонада говорит повару, что хочет meat and vegetables. Она широко улыбается: «Сейчас!» И выносит открывашку. «Я их за столько лет уже понимать научилась!» — довольно говорит она мне. Но я объясняю, что парень просил горячее.

Молодой композитор Даниил Пильчен прославился борьбой с преподавательницей курса «Основы государственной культурной политики» Московской консерваторииМолодой композитор Даниил Пильчен прославился борьбой с преподавательницей курса «Основы государственной культурной политики» Московской консерватории© Саша Елина / Международная академия молодых композиторов

После ужина виолончелистка Юлия Мигунова идет заниматься с пианистом Михаилом Дубовым. Другие садятся за отдельный стол играть в «Мафию». Ведущий — профессор Кириакидес. «Я не хочу быть проституткой!» — выбегает на улицу один из игроков. Это Даниил Пильчен, который прославился своей борьбой с преподавательницей Московской консерватории. После огласки инцидента Фарида Кульмухаметова больше не преподает курс «Основы государственной культурной политики» — она уволилась. Даниил перешел на пятый курс, занимается у композитора Юрия Каспарова.

— Я из музыкальной семьи, учился на скрипке, — рассказывает он. — Пытался писать с детства, но не думал, что буду этим заниматься профессионально. А в 15—16 лет осознал, что хочу стать композитором, и поступил в консерваторию. Я уже приезжал на академию вольнослушателем. Специально для академии написал странную и непонятную для себя пьесу. Хочу ее услышать и понять.

«Меня убили!» — прибегает еще одна жертва «Мафии». Это антрополог Василиса Филатова, которая приехала на академию вольнослушателем. «Я здесь не по научным интересам — просто люблю музыку, — рассказывает она. — Я узнала об академии от друзей. Мне показалось это интересным. Оказалось, можно приехать вольнослушателем за свой счет, даже не будучи композитором. Пообщавшись с Яннисом Кириакидесом, который использует различные медиа в своих сочинениях, я нашла ответ на волновавший меня вопрос: стоит ли помимо науки заниматься творчеством».

Алсу Сунгатуллина называет себя традиционным композитором Алсу Сунгатуллина называет себя традиционным композитором © Саша Елина / Международная академия молодых композиторов

За столиком беседуют Дмитрий Мазуров и Алсу Сунгатуллина. Вряд ли они бы встретились в другом месте. Сибиряк Дмитрий пишет академическую и электронную экспериментальную музыку. Алсу из Казани, называет себя традиционным композитором, работает в Центре современной музыки Губайдулиной.

— У меня нетипичный композиторский опыт, — рассказывает Дмитрий. — Я учился на экономиста, но к музыке всегда тянуло. Поэтому после вуза окончил музучилище. Перебрался из Новосибирска в Москву, работаю видеомонтажером. Беру частные уроки композиции у Сергея Невского. Еще в девяностых увлекся электронной музыкой. До сих пор выступаю на рейвах и фестивалях. В Чайковском меня вдохновило общение с зарубежными преподавателями. Сейчас развивается электроакустика, появляются сложные жанры на стыке рок-, электронной и академической музыки. Многие рассматривают музыку не с точки зрения нотированности, а с точки зрения преодоления существующих моделей и границ жанров.

«Я не хочу быть проституткой!» — выбегает на улицу один из игроков. Это Даниил Пильчен, который прославился своей борьбой с преподавательницей Московской консерватории.

Алсу несколько лет подряд подавала заявки на обучение в академии, в этом году ей повезло.

— У меня довольно традиционный взгляд на композицию. Я живу в Татарстане и хочу, чтобы мою музыку любил и понимал мой народ, — говорит она. — Мне бы хотелось сохранить мелодику, элементы татарской культуры. Но мне не хватает информации. Общение с профессорами академии и другими композиторами дает многое. Я ищу синтез современной и традиционной музыки. Музыка должна вдохновлять и давать силы. Мне бы хотелось, чтобы она была ориентирована на слушателя.

Утро здесь начинается рано. Занятия у профессоров — с 10:00. После завтрака тридцатилетний Александр Хубеев, который завоевал, кажется, все мыслимые награды для молодых композиторов, прямо в столовой разбирает партитуру Дарьи Маминовой из Санкт-Петербурга. «Так, здесь по чаше водят. А эта кривая линия что означает — движение? Но движение может быть разное, понимаешь? Ты можешь водить сильнее и слабее. Это нужно обозначить», — объясняет Хубеев, рассматривая партитуру, состоящую из четырех изломанных линий. Сегодня Александр уезжает, послезавтра ему нужно быть в Голландии на премьере своего нового сочинения.

Лоренцо Трояни на занятии у Жерома КомбьеЛоренцо Трояни на занятии у Жерома Комбье© Саша Елина / Международная академия молодых композиторов

Вообще же занятия с профессорами академии идут в классах музыкального училища. Под табличкой «Кабинет мировой художественной культуры и музыкальной литературы» написано «Дмитрий Курляндский». Вместе с Курляндским в классе под портретом Чайковского сидит итальянец Лоренцо Трояни, который живет в австрийском Граце. Они слушают сочинение для бас-кларнета. Музыка напоминает саундтрек к фильму ужасов.

В другой аудитории профессор Кириакидес и студенты заливаются смехом. На экране макбука юмористические, медитативные, лирические скетчи сменяются темным экраном с текстом. Это сочинение аргентинца Валентина Пелиша. Его прадедушка жил в Одессе, а в начале прошлого века эмигрировал в Аргентину. «Мне неясно, как я стал композитором, изменить мир я не хотел, — полушутя говорит Валентин. — С детства мне нравилась музыка. Я даже сколотил группу, играл на пианино. Профессионального образования у меня нет. Немного занимался в музыкальной школе, университете и брал частные уроки у композиторов. Я узнал, что в маленьком российском городке есть академия для молодых композиторов, где преподает Курляндский. Поэтому я здесь».

Прадедушка композитора из Аргентины Валентина Пелиша жил в ОдессеПрадедушка композитора из Аргентины Валентина Пелиша жил в Одессе© Саша Елина / Международная академия молодых композиторов

Пелиш несколько раз в год приезжает в Европу для участия в различных музыкальных проектах. Я спрашиваю, считает ли он себя профессиональным композитором. Он смеется: «Я же из Южной Америки! Зарабатываю видеомонтажом на shit TV, иногда преподаю на композиторских воркшопах».

Сам Кириакидес в России уже шестой раз. За это время он успел побывать в Москве и Перми. Он лестно отзывается об академии, говорит, что уровень мастерства молодых композиторов здесь высокий. «Москва — большой сумасшедший город, а Чайковский — небольшой и уютный, — рассказывает он. — Мне нравится эта размеренная и спокойная жизнь. Вчера мы шли по улице и общались со студентами. Одна женщина обернулась: “Ой, вы иностранец!” И сразу начала с нами общаться, говорила на хорошем английском. В Москве или Перми такое было бы невозможно!»

В связи с арестом Кирилла Серебренникова голландца Янниса Кириакидеса интересует, насколько в России художник может быть свободнымВ связи с арестом Кирилла Серебренникова голландца Янниса Кириакидеса интересует, насколько в России художник может быть свободным© Саша Елина / Международная академия молодых композиторов

Я спрашиваю, насколько изменилась страна за последние годы. Яннис политкорректно отвечает, что ему было любопытно приехать и посмотреть все самому — а то газеты пишут всякую чушь. «В связи с арестом режиссера Кирилла Серебренникова мне бы хотелось знать, насколько в России художник может чувствовать себя свободным, — объясняет он. — Мне показалось, что российская интеллигенция настроена по отношению к власти саркастически».

После занятий со студентами Виктория Коршунова и Дмитрий Курляндский встречаются с директором Нового театра Чайковского музучилища Валерием Коневым и договариваются о совместном выступлении МАСМа со студентами. «Чайковские ребята будут вместе с МАСМом исполнять музыку Прокофьева, Шостаковича и наших преподавателей. Вот так рождаются новые проекты!» — вдохновенно сообщает Виктория. Дмитрий серьезно замечает, что академия — первый и единственный международный воркшоп композиторов в России. «С первого года мы взяли высокую планку, удерживая которую, академия отвечает всем международным стандартам», — говорит он.

Студенты и преподаватели VII Международной академии молодых композиторов в Чайковском на берегу КамыСтуденты и преподаватели VII Международной академии молодых композиторов в Чайковском на берегу Камы© Саша Елина / Международная академия молодых композиторов

За семь лет в Чайковском побывали практически все ведущие композиторы мира: Беат Фуррер, Пьерлуиджи Биллоне, Франческо Филидеи, Марк Андре, Франк Бедроссян, Рафаэль Сендо, Клаус Ланг, Петер Аблингер, Антуан Бойгер и многие другие. Я спрашиваю, успешно ли складываются творческие судьбы студентов академии. «Несколько раз в год я преподаю на разных мастер-классах для композиторов по всему миру и везде встречаю наших выпускников, — отвечает Курляндский. — Их музыку исполняют на фестивалях. Кто-то становится настоящей звездой. Это очень приятно. Мы сформировали сообщество причастных к академии композиторов».

12 сентября в Московский филармонии пройдет концерт «Музыка VII Международной академии молодых композиторов в Чайковском».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241794
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249680
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416337
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420561
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425812
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427157