Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245206Бетховенский фестиваль в родном композитору Бонне, который возглавляет правнучка Вагнера и праправнучка Листа Нике Вагнер, в этом году проходит под девизом «Далекая возлюбленная». Кого имел в виду Бетховен, сочиняя песенный цикл со сходным названием, до сих пор не установлено. Однако сама музыка хорошо известна и не страдает от нехватки любви со стороны лучших исполнителей. Главный сегодняшний бог немецкой Lied — неуклюжий Маттиас Гёрне в мешковатом костюме — поместил цикл «К далекой возлюбленной» рядом с другими песнями Бетховена, а также Шуберта и Берга. Его фантастическое исполнение в содружестве с пианистом Александром Шмальцем отводило всякие вопросы об уместности, современности, свежести этой музыки — ничего более уместного, современного и свежего невозможно было себе представить.
Но таких идеальных исполнителей Бетховена на весь огромный фестиваль, проходящий по всему городу в течение трех недель, не напасешься. Поэтому защищать своего патрона от запыления, тиражирования, попсовизации и других бед здесь стараются самыми разными способами. С какой только стороны великого земляка не рассматривают, как только с ним не разговаривают. Видеотрансляции на площади, квартетный уикенд, Бетховен и современная хореография, Бетховен и джаз, Бетховен и дети. Менеджерский проект для старшеклассников называется «Людвиг + Ты». «Кампус» — ежегодный интернациональный проект для молодых музыкантов. В этом году он объединил в один оркестр немцев и украинцев, в программе — новое сочинение для аккордеонов и Тройной концерт Бетховена (солисты — русский, немец и украинец). За пультом — только что возглавившая оперу австрийского Граца харизматичная дивчина из Львова Оксана Лынив, за которой уже закрепилось определение «Курентзис в юбке».
Впрочем, бывает, что и безо всякого Бетховена получается роскошное выступление. Например, Молодежный малеровский оркестр под управлением Инго Метцмахера сыграл в рамках фестиваля Шёнберга, Бартока, Равеля и даже Гершвина.
Конечно же, побеседовать с Бетховеном — выбрав для более предметного диалога какое-либо его крупное сочинение — предлагают и его ныне живущим коллегам. В 2017 году этим по заказу фестиваля занимался москвич Владимир Тарнопольский. В 2015 и 2016 годах свои оммажи уже представили Сальваторе Шаррино и Юг Дюфур. И в 2020 году, в год 250-летия Бетховена, их должно накопиться пять, и все они прозвучат в поздравительной программе.
Поиронизировав во время предпремьерной встречи со слушателями над сетью зоомагазинов «Бетховен», Тарнопольский объяснил, что его сочинение «Be@thoven — Invocation» к столь примитивному использованию имени гения не имеет никакого отношения. В качестве объекта для своих композиторских мыслей и чувств он избрал Четвертый фортепианный концерт, исполнение которого в 1808 году стало последним выступлением глохнущего композитора за роялем. Считается, что его медленная вторая часть родилась под впечатлением от некоего изображения Орфея, молящего подземные силы пожалеть Эвридику.
Сочинение Тарнопольского, написанное для оркестра и двух роялей, невеселое. Цитат из Бетховена в нем искать не надо. Блуждание в потемках в поисках ускользающей «далекой возлюбленной» и самоощущение глохнущего человека — такова его атмосфера. Неожиданные опознаваемые простейшие звуковые объекты — доминантсептаккорд, трезвучие — проступают сквозь причудливую палитру полузвуков из самых крайних регистров.
Новая партитура за один вечер прозвучала дважды — до и после Четвертого концерта Бетховена. Увы, с солирующим испанским пианистом Хавьером Перианесом (он спешно заменил строптивую звезду Хатию Буниатишвили) само бетховенское сочинение оказалось наименее заметным номером программы Симфонического оркестра Гессенского радио с венско-колумбийским дирижером Андресом Ороско-Эстрадой за пультом. Завершившие «русский вечер» «Петрушка» Стравинского и «Баба-Яга» Лядова вышли гораздо убедительнее.
Не повезло Бетховену и двумя днями раньше, на «русском» открытии фестиваля, для которого был приглашен Мариинский оркестр со своим шефом. Вполне привычная мизансцена: торжественно одетая седовласая публика стекается к Международному конференц-центру (привычный фестивалю Бетховенский зал пока закрыт на ремонт, его готовят к юбилею); стоящую в сторонке компактную группу протестующих против тоталитарного режима и его пособника Гергиева показывают журналистам как местную достопримечательность; «концерт может сорваться и без вашей помощи, — сообщают им инсайдерскую информацию, — маэстро опоздал на самолет».
В итоге Гергиев все-таки успел добраться в Бонн к началу концерта-открытия, Нике Вагнер с прической Листа и фигурой эльфа сообщила слушателям всего лишь об изменении порядка номеров. Бетховеном Гергиев все-таки решил не заканчивать — и правильно, это совсем не его композитор, с налету не сыграешь, Четвертая симфония в исполнении Мариинского оркестра выглядела полным недоразумением. Зато после антракта накатили «Шехеразаду» и «Жар-птицу», зал таки встал, неуправляемая энергия полетела дальше, фестивальные работники с облегчением выдохнули.
И напоследок — две важные новости из мира музыкального этикета. Первая — теперь можно хлопать, когда душа желает, то есть между частями! Говорят, об этом даже пишут в немецких газетах. Не надо ограничивать свои эмоции, не надо скрывать удовольствие! Высоколобая публика Бетховенского фестиваля дружно аплодировала после первых частей и в концерте Гершвина, и в концерте Бетховена.
И вторая новость — дирижер и солист вовсе не обязаны джентльменисто передаривать свой букет симпатичной скрипачке из оркестра. Похоже, нынче это дурной тон и сексизм. Передаривать можно, но, например, какому-нибудь отличившемуся фаготисту.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245206Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246750Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413300Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419758Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420475Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423077Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423825Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429030Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429124Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429774