Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241628Не секрет, что Теодор Курентзис стремится превратить выступление в священнодействие, а концертный зал в храм. Пролетая над Москвой после суперактивного лета европейских гастролей, пермский коллектив MusicAeterna на этот раз решил не половинничать и высадился под монументальными неоготическими сводами Римско-католического кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, музыкантами для краткости любовно называемого «Непорочкой».
К хорошим концертам собору не привыкать, но этот претендует на большее. Ночь, готика, толчея, ожидание, неизвестность, чудо — вот вкратце описание мероприятия. Ну это помимо всеобщего ажиотажа и кусающихся цен на билеты.
Позднее начало, конечно, еще задержали. Программу не объявляли. При некоторой пытливости можно было выяснить, что она состоит из очень старой и довольно новой музыки. Но, в принципе, это было знать не обязательно. Знание ничего не добавляло к тому невероятному переживанию звука, в которое окунались слушатели.
Под конец концерта, уже за полночь, инструментальный ансамбль исполнил «Gesualdo dub» — сочинение нового любимца Курентзиса, штутгартского серба, лауреата престижной композиторской премии «Гаудеамус» Марко Никодиевича, делающего изящно-психоделические ремиксы старой музыки. Арво Пярт, Альфред Шнитке, Игорь Стравинский, Генри Перселл, Хильдегарда Бингенская тоже отлично обжились под сводами собора. Лучше всех, пожалуй, — Дьёрдь Лигети. Прозвучали его струнный квартет и «Lux Aeterna» для 16 солирующих голосов — сокровище из репертуара хоровой части MusicAeterna и ее мага-хормейстера Виталия Полонского. В гулкой акустике хор из просто очень хорошего превратился в неуловимое волшебство.
В эти же дни, пока на заднем фоне растревоженная общественность выясняла отношения царя с балериной, произошло событие, по-настоящему важное для христианской памяти. В Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла стартовал цикл «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».
Насонов — не дирижер и не певец, но в данном случае действительно ключевая фигура. Он — доцент Московской консерватории, музыковед, блестящий специалист по барочной духовной музыке и лектор с проповедническим пылом. Тут как раз важно слово, его знание и понимание. Тексты баховских кантат — основа, а не украшение. Их переводы с немецкого, сделанные игуменом Петром Мещериновым, выдаются при входе. Насонов предуведомляет каждую кантату и связанный с ней церковный праздник пламенным и детальным комментарием. Вот тут долгая басовая нота на слове Tod («смерть»), вот тут покаяние, тут издевка, тут радость.
Сами кантаты очень грамотно исполняют ансамбль исторических инструментов Collegium Musicum под управлением идеолога этого величественного проекта Олега Романенко и четыре солиста: сопрано Екатерина Либерова, альт Анастасия Бондарева, тенор Михаил Нор, бас Евгений Скурат. Дополнительную атмосферность создают органные вставки в исполнении Игоря Гольденберга. Первый сезон называется «Бах и Лютер».
Ничего подобного в России не проводилось. Величие замысла можно ощутить, если знаешь, что у Баха 200 с лишним кантат, а в первый вечер были исполнены две — № 4 и № 131. Если проект найдет какое-то дополнительное финансирование, думают управиться годика за три-четыре. Пока дело идет не быстро. Следующие две кантаты — № 79 и № 80 — споют и расскажут 29 октября. Обе были написаны Бахом ко Дню Реформации, отмечаемому 31 октября. В этот день в 1517 году Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к двери церкви в Виттенберге. Следующий кантатный вечер — кульминация проходящего в соборе фестиваля «500 лет Реформации».
30 сентября редактор раздела «Академическая музыка» Екатерина Бирюкова прочитает лекцию «Сколько еще протянет традиционный формат концерта?» в рамках лекционного марафона COLTA.RU «Новая надежда. Культура после 17-го».
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241628Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249622Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416267Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202416956Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419686Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420506Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425566Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425758Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427102