Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245153Сразу стоит сказать, что да, за музыкальным перфекционизмом в моцартовских операх нужно ехать в другой уральский город — Пермь. «Волшебная флейта» Екатеринбургского театра, премьерные спектакли которой начались месяц назад, не произвела впечатления идеально отлаженного механизма. Общий ансамбль то и дело оказывался в зоне турбулентности, солисты расходились с оркестром, которым руководил Иво Мейнен (дирижер-постановщик Оливер фон Дохнаньи уже уехал). При этом труппа сильная, в ней есть хорошие голоса: Царица ночи (Ольга Вутирас) осторожно взяла все свои верхние «фа», Памина (Ольга Семенищева) была мила и музыкальна, Тамино (Кирилл Матвеев) провел партию без тонкостей, но звонко, Папагено (Дмитрий Стародубов) отлично справлялся с моцартовским юмором, чуть похуже — с моцартовской вокальной легкостью.
При всем при этом спектаклю вовсе не нужно просить о снисходительном внимании публики, с этим у него все в порядке. Работа британского режиссера Дэниэла Слейтера (до того работавшего с русскими певцами благодаря сотрудничеству с Владимиром Юровским на Глайндборнском фестивале) и британского художника Фрэнсиса О'Коннора, заявленная как «стиль стимпанк», не позволяет скучать, зевать и думать о чем-то отвлеченном. Действие, максимально доходчиво изложенное, ведет за собой.
Для этого приняты достаточно радикальные, не всегда вежливые по отношению к Моцарту, но хорошо работающие меры. И зрелищная фантастическая машинерия, составляющая «стимпанковские» декорации, — даже не самая из них важная. Поют в спектакле по-немецки, но «Волшебная флейта» — это зингшпиль, пьеса с пением, фактически мюзикл моцартовского времени. И разговорные диалоги — непреодолимая преграда для певцов, не владеющих немецким, — в екатеринбургской постановке не просто происходят на родном языке аудитории, но еще и сильно пересочинены и докручены.
Девочку жалко. Но Моцарта как-то нет.
Загадочная, многослойная и не очень логичная притча про масонов, инициацию и победу добра над злом выпрямляется, становится ближе, понятнее и жестче. А для еще большей наглядности дополняется бойкими комиксами екатеринбургского художника Александра Черепанова, невероятно увлекательными для целевой аудитории (6+). Для публики чуть постарше предлагается роскошный буклет со статьями, тянущими на несколько небольших диссертаций, и видеолекторием с применением AR- и QR-кодов. Сложно сказать, как бы это воспринял Моцарт, но аудитория воспринимает на ура.
Итак. Летчик Тамино сваливается на парашюте с подбитого самолета. Малоприятный супермен Зарастро с чертами диктатора воюет с Царем ночи, который, умирая, оставляет своей безутешной жене волшебную флейту и дочку Памину. Царица ночи пылает ненавистью только в беспокойном сне своей дочери, а так она — страдающая женщина. Комической старушки Папагены в спектакле нет — никакого эйджизма. Вместо нее — девушка с изуродованным лицом, которое она вынуждена скрывать под маской. Толерантность — таков путь Папагено к своему счастью. А единственное верное решение для Тамино с Паминой — это бегство от Зарастро, который силой загоняет покорный электорат в светлое будущее (спектакль получился неожиданно актуальным в преддверии 100-летия русской революции), устраивает жестокие карательные операции (Моностатос после них ходит на костылях) и, одержимый идеей научного прогресса, проводит не менее жестокие эксперименты над людьми.
Передо мной сидела маленькая принцесса в белом платье, белых туфельках и с белым бантом в волосах. Во время испытания огнем, которое постановщики организовали Тамино и Памине анимационными средствами, она пискнула и уткнулась маме в плечо. Во время испытания водой — разревелась на весь зал. Пришлось ее выводить в фойе и успокаивать. Девочку жалко. Но Моцарта как-то нет. Кажется, если бы ансамбли не расходились, он был бы вообще доволен.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245153Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246701Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413255Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419717Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420390Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423032Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423789Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428967Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429084Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429734