Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245060Раньше с «Пиковой дамой» было все понятно. Она шла десятилетиями в версии Бориса Покровского и казалась такой же неотъемлемой частью Большого театра, как восемь колонн его портика. Потом настали новые времена, и появилось ощущение некой истерики. Ни к одному названию Большой так часто не возвращается. Все ищет и ищет свою «Пиковую даму». Уже третий раз за последнее десятилетие он выпускает новый спектакль — причем всякий раз имея в виду яркое авторское высказывание маститого драматического режиссера. В конце 2007 года оперу Чайковского на Новой сцене (Историческая тогда была закрыта на реконструкцию) робко поставил Валерий Фокин. Три года назад обновленная сцена примерила знаменитый волюнтаристский, но уже порядком состарившийся амстердамско-парижский спектакль Льва Додина. И вот теперь не теряющий надежды Большой сделал ставку на Римаса Туминаса, пару лет назад вполне убедительно дебютировавшего в нем «Катериной Измайловой».
Это такая специальная опера, в которой всегда упираешься в первый вопрос — кто у нас Герман?
Почерк мастера и его команды слишком ожидаем. Из «Катерины» в его теперешнюю постановку перекочевали очередные условные и интеллигентные декорации того же Адомаса Яцовскиса, строгая цветовая гамма художника по костюмам Марии Даниловой и грустные группы лицедеев, видимо, раз и навсегда символизирующих смехотворную маскарадность этого злого мира. Отвечающая за подвижность хора и миманса Анжелика Холина на этот раз названа не только хореографом, но и режиссером, что совершенно справедливо: все колыхания артистов на сцене — исключительно танцевального свойства. Иные, правда, вызывают некоторое замешательство — например, кружение сенных девушек с юрко катающимся на своих колесиках роялем или детсадовские прыжки солистов попой на стол и обратно во время исполнения «Игрецкой». Больше всего постановочного труда заметно в интермедии «Искренность пастушки», которая начинается с изысканных намеков на оперные фокусы елизаветинского времени, а заканчивается, скорее, движениями массовки из олимпийских стадионных церемоний.
В целом можно сказать, что массовые сцены проработаны мышечно-двигательным образом, а на сольных вообще решено не заморачиваться. Туминас и сам ничего такого не обещает. «Наша цель — рассказать историю, но оставить частности недосказанными», — сообщает он посредством буклета и действительно досказывание частностей оставляет дирижеру. Которому, слава богу, есть что сказать.
Дирижерская работа Тугана Сохиева существенно уплотняет жидковатую консистенцию спектакля. Красивый, мускулистый оркестровый звук, драматические подробности, уверенное пилотирование, внимательность к солистам — все это есть. Однако «Пиковая дама» — это такая специальная опера, в которой всегда упираешься в первый вопрос — кто у нас Герман? Ни дирижер, ни режиссер, ни кто угодно еще этот вопрос не сумеют обойти.
Впрочем, Большой театр, кажется, совершил невозможное. И то, что на премьерном спектакле в партере рядом с директором блистала, делала селфи и раздавала автографы Анна Нетребко, безусловно, войдет в историю постановок оперы Чайковского на главной сцене страны. Что ж, это красивая парадная деталь. И из нее понятно, что главную партию пел супруг примадонны Юсиф Эйвазов. Он хороший певец, но не Герман, его голос недостаточно драматичен для этой партии. Ему прекрасно удалась финальная сцена в игорном доме с арией «Что наша жизнь? Игра!», где нужна высокая тесситура. Но во многих других случаях ему не хватало весомости, хотя маэстро Сохиев всякий раз виртуозно уводил оркестр в приглушенный режим.
На роль харизматичной старухи Графини беспроигрышно пригласили мариинскую легенду Ларису Дядькову. В партии Лизы держалась молодцом, но без блеска солистка Большого Анна Нечаева. Армянский баритон Геворг Акобян в качестве Томского был корректен, хотя начал пресновато, баллада совсем потерялась. Зато уверенное плавание великой русской оперы безо всяких вопросов восстанавливалось при появлении двух исполнителей небольших партий — дебютировавшей в Большом Олеси Петровой с роскошным, густым меццо-сопрано (Полина) и преисполненного благородства местного баритона Игоря Головатенко (Елецкий).
В общем, пока пусть повисит, но если Большой театр на этом не остановится в своих поисках «Пиковой дамы», он будет прав.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245060Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246612Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413177Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419651Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420314Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422968Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423719Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428897Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429020Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429672