Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244945На открытии XI Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета министр культуры Владимир Мединский заявил, что сочинский форум — «наш ответ Зальцбургу». Ну, это он, положим, погорячился. Но в одном он прав — тут тоже очень много всего происходит. Осилить всю программу и ее специализированные ответвления одному человеку нереально. Это и не предполагается. Слишком тут все разное. Сочинский фестиваль — это не единый десятидневный марафон, а, скорее, собрание клубов по интересам. Не все участники догадываются о существовании друг друга. Есть подозрение, что не обо всех участниках догадывается и сам Башмет.
Несмотря на то что возглавляет фестиваль знаменитый альтист, нельзя сказать, что музыка здесь — самое главное. Всяческие увертюры и каватины, в том числе с участием худрука и его трех коллективов («Солистов Москвы», «Новой России», Всероссийского юношеского симфонического оркестра, созданного в 2012 году), в программу встроены очень дозированно, максимально пестро и необременительно — как для слушателей, так и для музыкантов. Немножко рояля, немножко скрипки и виолончели, немножко попоем. Репетировать тоже будем немножко.
Зато помимо этого на фестивале чего только нет! И «Легенда о нефритовой заколке» в исполнении Национального театра Пекина, и португальский фаду с Терезой Салгейру, и американский джаз с Джейн Монхайт, и итальянская балетная труппа Мауро Бигонцетти, и театр Ленсовета с гоголевским спектаклем Юрия Бутусова, и кукольный театр Резо Габриадзе, и творчески переработанные Малер с Чайковским в музыкально-драматических композициях по мотивам «Маленького принца» и «Пиковой дамы», и советский мультик про Маугли с живым симфоническим оркестром на сцене. Михаил Ефремов и Константин Хабенский, Надежда Михалкова и Сергей Епишев, дудук, курай, цимбалы, кобыз, домра, горловое пение и контрабас-балалайка.
Специально для фестиваля современные композиторы массово пишут новую музыку. Внушительный список из десятков мировых премьер в багаже Башмета пополнится в этом году еще несколькими — на открытии фестиваля уже прозвучало сочинение Алексея Сюмака для солирующего альта (твердо играет одну и ту же бескомпромиссную тему) и камерного оркестра (устраивает вокруг нее деструктивный хаос). На концерте-закрытии 25 февраля ожидается Альтовый концерт Валерия Воронова. Но, пожалуй, лучше всего сумел поймать специфику этого с каждым годом все разрастающегося фестиваля близкий друг сочинского худрука — композитор Александр Чайковский. Его новое полотно, премьера которого состоится сегодня, — «Слово о полку Игореве» — написано для чтеца, солирующего альта, симфонического и народного оркестров.
Основная площадка фестиваля — монументальный Зимний театр со сталинской колоннадой, который гордо возвышается над морем и сквозь динамики празднично оглашает прилегающую площадь оперными хитами и напоминаниями о приближающихся президентских выборах. Но иногда полезно отойти в сторону. И тогда обнаруживается полная бескрайность происходящего.
Вот в лифте гостиницы «Жемчужина» едет девушка, на майке которой написано: «Вы меня обижаете как читателя». «Это мне одна читательница так сказала», — с вызовом сообщает слушательница Зимней школы поэтов, тоже существующей в рамках фестиваля Башмета. Кульминация школы — поэтический турнир, в числе судей — уважаемые в литературном мире профессора Дмитрий Бак и Максим Кронгауз. Вот по непритязательному коридору местного училища пробегают юноши и девушки хорошей сценической внешности с ковриками для йоги в руках. На одной из дверей приклеена бумажка с надписью «Neil Shicoff» (знаменитый тенор), на другой — «Дмитрий Вдовин» (руководитель Молодежной оперной программы Большого театра). Йога молодежи положена после вокальных занятий с мэтрами.
Еще в этом году тут Дмитрий Башкиров учит играть на фортепиано, показательный мастер-класс проводит Башмет, преподаватели флейты, гобоя, кларнета, фагота, валторны, трубы и ударных приглашены иностранные, также имеются департаменты композиции и народных инструментов. Около сотни студентов съехалось из разных стран. Публику готовят к правильной встрече с искусством Алексей Стеблев с целой командой специалистов из проекта Way2Art. Проводятся конференция по фестивальному менеджменту, композиторский конкурс, общедоступные лекции на разные темы культуры и искусства читают Ирина Антонова, Дмитрий Быков и т.д., работают школа молодых журналистов, фотошкола, лаборатория видеоарта…
Не очень понятно, как эта огромная конструкция плывет и не ломается. А также — куда она плывет.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244945Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246496Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413083Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419567Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420232Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422880Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423640Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428816Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428943Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429597