Праздник послушания

Курентзис требует от своей публики бессонных ночей и отключенных телефонов

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_picture© Гюнай Мусаева

По пути из Перми в Европу большой фестивальный оркестр Теодора Курентзиса, собирающийся к финалу Дягилевского фестиваля, сделал остановку в Москве. Программа везде одна и та же. Иногда кажется, что и публика тоже, — потому что самая верная ее часть действительно перемещается за своим кумиром по разным городам. В этом году в многолетнем малеровском цикле Курентзиса пришел черед Четвертой симфонии. Ее сначала сыграли в Перми в пятом цеху завода Шпагина (до недавних пор занимавшегося снегоуборочной техникой, а теперь ставшего одной из 14 площадок фестиваля), потом в оперном театре, вчера — в московском зале Чайковского, а завтра играют в Венском Концертхаусе. В последних трех случаях симфонии предшествуют, как эскизы к картине, малеровские песни на народные тексты из сборника «Волшебный рог мальчика». Солисты — злой волшебник Флориан Бёш (бас-баритон) и сказочная принцесса Анна Люсия Рихтер (сопрано).

На московском концерте больше всего я ждала третью, медленную, часть симфонии — можно было предположить, что на волнах оркестра Курентзиса в ее безгрешном счастье захочется плыть вечно. Ожидания оправдались сполна, даже образовался неожиданный бонус. Именно в третьей части зазвонил очередной телефон, маэстро остановил музыку, отчитал разнаряженную публику, как провинившихся первоклашек, выдержал суровую медитативную паузу и начал часть снова. От стыда зал (телефоны которого дирижер пытался заговорить еще в первом отделении) даже прекратил хлопать между частями. Но безгрешного счастья, таким образом, мы получили даже больше положенного. Сыгранная на бис горячая музыка молодого серба Марко Никодиевича с неотразимо шаманствующим посреди нее дирижером завершила концерт всеобщим примирением и футбольными децибелами восторженного зала.

© Марина Дмитриева

Тут встает болезненный вопрос, неизменно сопровождающий нынешнюю повальную моду на харизматичного грека. Для кого это все? Если билеты в партер по 20 тысяч, то хоть один телефон да зазвонит. Ситуация с дешевыми билетами, конечно, тоже ничего не гарантирует, но тут — совсем без вариантов. Курентзис — это лакшери-сегмент нашего музыкального рынка: такова экономика его пермского перфекционистского чуда. Сборный оркестр из MusicAeterna и отличных музыкантов со всего мира, прекрасный Айлен Притчин в качестве первой скрипки — и каблуки, сумки, важные чиновники и бизнесмены, Ингеборга Дапкунайте и Ксения Собчак. Бегство просвещенного меломана от всего этого московского гламура в тихую Пермь — тот же лакшери-сегмент, только еще плюс перелет, гостиница и ужин на берегу Камы. Рекламная секция в буклете Дягилевского фестиваля, преподносящая Пермский край как заправский курорт, становится год от года все толще и увереннее. А приезжей публики на фестивале, как кажется, больше, чем собственно пермской. Ну что тут скажешь? А высок ли процент венецианцев среди посетителей Венецианской биеннале?

Куда-то именно туда, в сторону итальянской выставки новейших достижений современного искусства, движется фестиваль Курентзиса. От перечня его событий международного уровня кружится голова. Да, репертуарное существование местного театра оперы и балета как-то совсем ушло в тень. Но мы же понимаем, что все существует ради главного события года — фестиваля. Уже торжественно объявлено, что следующий Дягилевский откроется 18 мая оперой Альбана Берга «Лулу» в постановке Максима Диденко.

© Дягилевский фестиваль

В плотной десятидневной программе нынешнего фестиваля Моцарта или, скажем, Чайковского, конечно, не найти. На их месте в роли всем известного классика — Леонид Десятников (одна из премьер фестиваля — 24 прелюдии для фортепиано «Буковинские песни» в исполнении Алексея Гориболя). Зато найти Ромео Кастеллуччи, Робера Лепажа (спектакль «Иглы и опиум» канадской театральной компании Ex Machina), подборку французских композиторов-спектралистов в исполнении легендарного Ensemble Modern, не менее легендарную американскую авангардистку Мередит Монк собственной персоной (спектакль «Песни клетки») и так далее. Статусные сенсации чередуются с не всегда удачными лабораторными работами в жанре «дорогу молодым и не только» (без перформанса дочери Караяна про Шостаковича, честно говоря, можно было бы обойтись), джазом, этнической турецкой музыкой и греко-византийскими песнопениями.

На фестивальном клубе висит лозунг «Не спать!», и это не только название одной из фестивальных кульминаций — спектакля Алена Плателя, в котором его фантастическая, на все готовая бельгийская труппа Les Ballets C de la B проживает своим телом симфонии Малера, перемешанные с африканской полифонией. Не до сна должно быть абсолютно всем причастным. Так велит Теодор Курентзис. И обычно добивается послушания. Дягилевский фестиваль — вопреки рекламе в буклете — не курорт. Не опаздываем на бесплатную образовательную программу в фестивальном клубе, иначе туда не пробиться. После вечерних мероприятий не расходимся. Полночь проводим на полу в Доме Дягилева. Рассвет встречаем на Каме после концерта в Пермской галерее. И не забываем, что на втором этаже гостиницы «Урал» расставлены кровати для посетителей ночного перформанса Sleep Concert. А телефоны посреди музыки тут уже давно не звонят.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241521
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249523
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416219
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420461
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425713
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427059