Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244994«Галантная Индия» — довольно неожиданный мультикультурный проект, анонсированный в «Зарядье» на 31 марта. В нем каким-то образом должны ужиться музыка французского барокко времен Людовика XV и классический индийский танец катхак. Участники — танцовщицы Шрия Саран и Нутан Падваргхан, певец Шухед Хасан, ансамбль «Хиндустани» под управлением Павла Новикова и барочный ансамбль под управлением Ивана Великанова. Автор идеи — перкуссионист Петр Главатских объясняет, что это все значит.
— Давай разбираться. «Галантные Индии» — опера-балет Жан-Филиппа Рамо, которая, как известно, никакого отношения к реальной Индии не имеет. Там действуют турки, персы и индейцы. То есть «Индиями» называлось вообще все экзотическое, далекое и внеевропейское. Ты решил исправить эту ситуацию?
— Да. Я решил сделать именно «ГалантнУЮ ИндиЮ». И показать Индию вымышленную и Индию, скажем так, true. Ведь Индия и сегодня будоражит умы. Уже долгое время она — некий магнит. Ну, допустим, Филип Гласс, да? У Рамо это сродни тому, как Жюль Верн, не вставая с дивана, писал приключения. В XX веке про Индию, понятное дело, гораздо больше знали, чем в эпоху Рамо. Тем интереснее сравнить.
— И как это все в твоей программе должно срастись?
— Просто какое-то сопоставление должно произойти. Нет никакого конфликта. В первом отделении показываем музыку Рамо и современных композиторов, которая так или иначе связана с этникой. А во втором отделении выходит индийский оркестр. В Индии даже четыре человека — это уже оркестр. У нас восемь человек. И начинается история, связанная с традицией индийского классического танца. У Шрии Саран бабушка, прабабушка — все танцевали этот танец. Сама Шрия с пяти лет занимается со своим учителем — или, правильнее сказать, с пандитом. Ее зовут Нутан Падваргхан, она очень известный человек. В Индии очень почетно выходить на сцену именно со своим пандитом.
— То есть второе отделение — чистая Индия, уже никаких барочных инструментов не будет?
— Ну, я не хочу все секреты пока раскрывать. Но да, в первую очередь — традиционные индийские инструменты: флейты бансури, барабаны табла, сарод. Сейчас известнее индийский ситар, но он появился гораздо позже — где-то только в конце XVIII века. А вообще традиционный инструмент — сарод. Он аутентичнее звучит. Больше дает североиндийского колорита.
— Как ты познакомился с индийской танцовщицей?
— Ой, это какая-то сумасшедшая история. Так получилось, что мы со Шрией познакомились на ее свадьбе. Меня пригласили там выступить. Я играл в Раджастхане.
— Это где?
— Это такое священное место в Индии. Ну, как Суздаль для нас, Владимир. Наверное, я глупость сейчас сказал, но как-то так я это воспринимаю. Туристов там тоже много, но не таких, которые просто ездят отдыхать на море. Там есть знаменитое озеро Пушкар, над которым развеян прах Ганди. Это место паломничества индуистов.
— И ты там играл на своей любимой маримбе?
— Нет. На иранском сантуре. Это, конечно, интересно гостям было: «Смотри-ка, кто играет!» Меня ведь как ни загримировывай, уральский профиль-то все равно не скроешь. И вот там возникла идея такой программы.
— А тебе не кажется, что этникой и барокко интересуются две разные публики? И они не очень-то перемешиваются.
— Почему же? Мы же помним, как на Дягилевском фестивале сцену театра застилали коврами. Такие вещи очень любил в свое время Жорди Саваль. У него нет Индии, но очень много взаимодействия с персидскими, армянскими музыкантами.
— Исполнители на индийских инструментах у тебя будут здешние?
— Здешние, но они настолько долго живут в Индии, что у них даже есть индийские имена. Пашу Новикова мы зовем Правин. Дениса Кучерова — Джаганах. Они скорее там живут, чем здесь. А сюда делают кочевые наезды. Недавно у них был большой концерт в петербургской Капелле.
— Самый известный номер в «Галантных Индиях» Рамо, без которого вы наверняка тоже не обойдетесь, называется «Танец дикарей». Сейчас такой взгляд из Европы на другие культуры уже невозможен. А что взамен?
— Сейчас стоит вопрос: кто дикари? Не те ли, кто создает прекрасную культуру, но завоевывает всех вокруг и быстренько пытается перековать на свой лад? Но я могу сказать, что вот это поколение, с которым я знаком, — молодые индийские звезды танца и кино — это люди с потрясающим английским, живущие в абсолютно мультикультурном пространстве. Шрия — звезда Болливуда. Сейчас у нее закончились съемки фильма про Клеопатру — снимали в Каире. Очень много снимают в Европе. Просто нам сложно представить, что людей, которые смотрят Болливуд, гораздо больше, чем людей, которые смотрят Голливуд. Ну давай посчитаем: Индия, Пакистан, Китай, Таиланд, Тайвань, Индонезия, подполье Афганистана, немножко Эмираты, Узбекистан, Казахстан. И на этом куске Земли народу-то живет гораздо больше, чем в Европе.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244994Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246549Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413121Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419599Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420262Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422911Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423672Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428845Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428973Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429627