Женщина ставит оперу в поле

Ася Чащинская, Капа Цветкова-Плотникова, Евгения Беркович и Екатерина Василева — о своих проектах на «Архстоянии»

 
Detailed_picture© Архстояние

26—28 июля в арт-парке Никола-Ленивец Калужской области развернется очередное «Архстояние» — фестиваль ландшафтных объектов. В этом году его особый акцент — взаимодействие природы с новейшим оперным театром. Лаборатория «коOPERAция», возглавляемая режиссером Екатериной Василевой, подготовила пять постановок, в которых встретятся друг с другом работы современных композиторов и драматургов, танец, перформанс, 3D-проекция, арт-объекты и ландшафты Николы-Ленивца. COLTA.RU попросила женскую часть постановочной команды рассказать о травах, звездах и косогорах.

Ася Чащинская, режиссер
(опера «feux follets | блуждающие огни»)

Традиция для женщин уезжать в деревню, чтобы ставить оперу в поле, зародилась в России еще в XIX веке.

Жил-был композитор и музыкальный критик Александр Серов: не тот, который поет про «я тебя тоже лЮблю», а тот, который заставил всех отечественных музыковедов страдать от слова «симфонизм». Был у него сын — известный живописец Валентин Серов: тот, у которого девочки с персиками и женщины с быками. Так вот. В этой схеме есть еще один элемент — жена и мать.

Валентина Серова (которая, видимо, не особо задумывалась, придумывая имя сыну) была музыкальным журналистом, пианисткой и композитором. Так вот, получается, Валентина Семеновна была не только первой в России известной женщиной-композитором, но и женщиной-режиссером. В 1896 году Валентина Серова уехала в село Рождествено, где собрала местные силы и поставила оперу мужа «Вражья сила». Спектакль шел на поляне, огороженной тканями. Так что, видимо, эта женщина еще и стала первопроходцем в жанре site-specific. Точнее — countryside-specific.

Не прошло и полутора веков, как эстафету по постановке оперы in the middle of nowhere снова перенимают женщины. Екатерина Василева создает масштабный оперный опенэйр-фестиваль в районе деревни Никола-Ленивец. Там будут впервые исполнены пять современных опер. Знаете, недавно известный нейробиолог Татьяна Черниговская сказала: «Вся история открытий говорит о том, что они всегда делаются на чужих полях, иногда — на полях в буквальном смысле». Вот-вот, и мы тоже отправляемся в поля, чтобы что-нибудь открыть про оперу или про самих себя.

Мой спектакль будет в районе «Маяка». Опера «Блуждающие огни» Адриана Мокану, либретто Даны Жанэ. Герои оперы — Муж и Жена — потерялись на зачарованных берегах, так что «Маяк» подходит для такого спектакля как нельзя лучше. «Блуждающие огни» — это история о взаимоотношениях мужчины и женщины, а также о восприятии. Поэтому частью визуального повествования станет игра с расстоянием: между первым планом и дальним — сорок метров. Тогда можно будет говорить о том, что Муж и Жена действительно отдалились друг от друга.

Атмосферная музыка Адриана Мокану, мистический реализм от либреттистки Даны Жанэ, потрясающие артисты из театра голоса «Ла Гол», перформеры RadiSveta, художник Мария Чернышева, ГАМ-ансамбль и многие другие — над спектаклем трудится более полусотни человек. Ставить современную оперу на открытой местности с такими расстояниями — это технически крайне непростая задача. Но все усилия того стоят: ведь опыт, который может дать это пространство, нельзя получить где-либо еще. Вокруг будут все стихии: река и легенды о духах воды, трава и земля, фонари и огни, ветер и опера. Музыка и ночь.

Зрителя мы помещаем в особую точку — на косогор. С этого места все прекрасно просматривается. Перед глазами зрителей — река, лес, поле и деревянный «Маяк»; за спиной — настоящие храм и кладбище; звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас.

«Блуждающие огни» будут показаны только 27 июля после заката.

Капа Цветкова-Плотникова, режиссер
(опера «WWW — World Wooden Web»)

Наш проект — буквально, я бы даже сказала, опера поля.

Для меня предложение лаборатории «коOPERAция» было вызовом пересмотреть жанр: немного препарировать, немного расчленить и собрать в другом порядке. Как призма для этого и параллельная отдельная тема возникла идея дать голос растениям.

Следуя канонам, правилам, стереотипам оперного массива, мы говорим о любви и смерти.

Только совсем о другой любви и другой смерти.

Опера — это особый жанр междисциплинарного искусства, который сильно сосредоточен на мире человеческих эмоций, страстей, стереотипов, политики, традиций. Это сформировавшийся плотный жанр — апогей искусственности, квинтэссенция человеческих качеств. Это совершенная общая форма искусства, которая существует в четырехмерном пространстве, включает в себя все чувства и поднимает временнЫе вопросы. Мы рассматриваем это сквозь мир природы, существующий совсем в других временных категориях, где одно слово произнесено в день, смерти нет, а любовь бесконечна. Меня также интересует феномен «трудностей перевода» и присвоения понятий. Когда мы вступаем в контакт с природой, мы ожидаем этого сходства моделей и последовательности вещей через нашу логику, навязываем истории, которые на самом деле являются противоположностью реальности.

Мы используем пять типов сенсоров и сигналы, полученные с них, переводим в текст, звуки и визуальный ряд.

Конечно же, это напрямую вопрос перевода: мы получаем реальные данные и их интерпретируем, но наша интерпретация все же человеческая и имеет долю наслоения, которое может кардинально смещать смысл и посыл. Например, мы «вкладываем слова в их уста», «кормим» определенный текст, который уже импульс с растения формирует и «выбирает». Звуковая материя более близка к реальности, так как мы используем усиленный электросигнал, дающий нам белый шум, с которым мы работаем.

Это очень объемный информационно проект, так как мы создали все элементы — от персональной материнской платы до каждого слова — и есть масса технических вещей, которые мне кажутся очень интересными (например, все растения звуково объединены и влияют друг на друга, и их бас и основная гармония диктуются главным центральным деревом), но невозможно все коротко объяснить...

Евгения Беркович, режиссер
(опера «TEO/Teo/THEO»)

Опера «ТЕО» — это история про трех человек, которые «решили обрести Бога в айфоне». В новом, недалеком от нас, времени существует новое приложение для смартфонов — «ТЕО», способное симулировать виртуального собеседника. Это может быть возлюбленный или возлюбленная, может быть виртуальный священник, который научит вас молиться и отпустит грехи, или искусственный чиновник, который выслушает и поддержит доносы на соседей, а также подскажет, как их лучше прищучить.

Сюжет не нов: человек и искусственный разум. Но нам важно рассказать не историю страшного будущего, где человек будет общаться только с роботами и изменится сама его, человека, природа. Мы не очень верим в такое будущее. Человек всегда, на протяжении всей истории, искал кого-то Высшего, Большого Брата или Отца, кто бы принял его со всеми его слабостью и одиночеством, отпустил грехи и взял ответственность за его жизнь. И в этой попытке переложить себя на Высшего человек всегда расчеловечивался, всегда находил утешение, но терял душу. В этом смысле человек крестовых походов, сталинских доносов, мобильных приложений и Инстаграма — это одно и то же. Нас убивают не роботы и не технологии: нас убивают собственные нежелание и невозможность самим отвечать за себя. Но человек слаб и, даже понимая это, все равно будет искать и находить Большого Брата.

Опера ставится вокруг архитектурного объекта «Арка Бернаскони». Вокруг — это со всех сторон: снаружи, внутри, на крыше. Зритель постепенно поднимается от подножия арки на крышу, следуя за героями оперы. Это движение вверх, к небу, которое остается безмолвным, оставляя каждого наедине с собой и не давая ответов на главные вопросы, и есть главное движение драматургии — как музыкальной, так и литературной. Нам важно провести зрителя по всему пути и оставить его, не читая финальной морали.

Екатерина Василева, режиссер, руководитель проекта

После первого года работы лаборатории встал вопрос о том, в каком ключе я бы хотела сделать новый набор. Повторяться не хотелось, и делать год из года по шаблону тоже не было смысла, так как изначально этот проект задумывался как поле для экспериментов. В первую очередь, я прислушалась к себе, чтобы понять, какой опыт хотелось бы приобрести мне из того, что невозможно (или крайне сложно) получить в реалиях репертуарного театра. Я поняла, что меня очень интересуют взаимодействие артистов, музыкантов и зрителей в рамках нестандартного пространства, создание и поиск новых форм оптимального существования оперного сочинения для театра сегодня. Так родилась идея сотрудничества с арт-парком Никола-Ленивец в постановках новых опер в природном контексте, в локациях архитектурных объектов парка. С самого начала я ставила задачу поиска нового языка и выхода за пределы привычных взаимоотношений со зрителем. Это вызов не только для композиторов и либреттистов, но и для режиссеров. Именно поэтому мы проводили образовательный период лаборатории в рамках фестиваля «Архстояние» предыдущего года, чтобы у участников была возможность оттолкнуться в своих размышлениях от конкретных пространственных решений, вдохновиться локациями арт-парка. Мне кажется, очень важно с самого начала создания нового произведения понимать те пространство и контекст, в которых ты будешь работать, чтобы процесс интеграции спектакля в природную или другую нестандартную среду происходил максимально естественно: ведь, когда мы делаем спектакль для театрального пространства, мы очень хорошо понимаем реалии заранее. Пространство ландшафтного парка в Николе-Ленивце открывает для композиторов безграничные акустические возможности и поле для эксперимента со звуком, а для многих молодых режиссеров это также уникальный опыт — поучаствовать в живом процессе создания произведения здесь и сейчас и вообще погрузиться в контекст новой академической музыки.

Один из важнейших принципов проекта — это неприверженность участников одному течению и существование бок о бок друг с другом, даже если взгляды на современный музыкальный театр у команд диаметрально противоположные. Мне кажется, это более полноценно погружает ребят в естественный процесс и дает возможность обмена мнениями и выработки своего ощущения, в каком направлении идти.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241656
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249629
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416279
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420515
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425768
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427109