2 октября 2019Академическая музыка
130

Родительская гиперопека и другие ужасы

«Риголетто» от Франдетти в Екатеринбурге

текст: Марина Монахова
Detailed_picture© Елена Лехова / Урал Опера Балет

«Урал Опера Балет», как и Большой театр, открыл двери эстетике мюзикла и тоже обратился для этого к режиссеру Алексею Франдетти. В конце сентября прошла уже вторая серия премьерных показов его «Риголетто». Одновременно спектакль стал инаугурационным проектом для дирижера Константина Чудовского. На следующий день после не самого удачного спектакля с первым составом (киксы, поскрипывание и бряцание оркестрового механизма) новый музыкальный шеф театра сумел «собрать» оркестр (в дополнение к музыкантам в яме из-за сцены звучит духовая группа, а на сцену выходит струнный ансамбль). Результат — сбалансированное звучание, эффектности которому добавил благородный объем хора (хормейстер — Анжелика Грозина).

«Трагикомическое» партитуры Верди, шокировавшее современников, Франдетти превратил в сочетание мюзикла и хоррора. Из мюзикловой почвы растут и броская однозначность персонажей, и стремление заставить хор если не танцевать, то картинно позировать, если не продвигать действие вперед, то вносить в него декоративное оживление: он незамысловато-простодушно, в такт музыке, выстраивается в эффектные стоп-кадры, носит на руках Герцога, распевающего свою знаменитую балладу «Та иль эта, я не разбираю», изображает нехитрую подтанцовку, издеваясь над отчаянием Риголетто.

© Елена Лехова / Урал Опера Балет

Хоррор вырастает не только из жестокости самой фабулы, но и из линии, инкрустированной в тело основного сюжета. В истории горбуна для режиссера ключевой оказалась проблема отношений родителя и ребенка. То тут, то там, наводя жути, по сцене безмолвно проходит девочка лет восьми (Елизавета Бугулова): сиреневое платьице, на шее — католический крестик, копна кукольно-белых волос, плюшевая овечка в руках. Сама невинность в ожидании заклания.

Настоящая, поющая, Джильда (в двух составах — Ольга Вутирас и Наталья Мокеева) — тоже ребенок, но не восьми, а лет шестнадцати: те же платьишко, кукольность, подростковая угловатость. Но при этом — уже желание и видеть мир за пределами золотой клетки, воздвигнутой опекой родителя, и в конце концов разобраться, кто же он — ее отец? Риголетто не готов ни к этим вопросам, ни к свободе воли, поэтому предпочитает строить отношения не с реальным тинейджером, а с фантомом, который всегда рядом с ним: поддержит, утешит, а главное — не воспротивится удушающей инфантилизации. Не воображаемая, а настоящая дочь еще принимает из рук отца плюшевую игрушку, но уже раздраженно скидывает его ладонь с плеча, получив вместо ответов отговорку и проповедь.

© Елена Лехова / Урал Опера Балет

Риголетто (Юрий Девин, Валерий Гордеев) как по инерции скользит по траектории вердиевской роли; его атрибут — нелепая хламида, надетая на плечи длинная красная бахрома. Без радости отбывает он свою шутовскую обязанность: крутится, суетится, напоминая аляповатую елочную игрушку, когда можно — с раздражением снимает кричащее одеяние, оставаясь в обычном костюме. Остальные персонажи существуют еще более номинально: в пространстве, где легкомысленно смешиваются времена и эпохи (режиссер, правда, уточняет: это Италия 1960-х годов). Баловень судьбы Герцог — любитель женщин с маниакальной тягой к фотосъемке (в исполнении Ильгама Валиева — Гумберт-обольститель, у Сергея Осовина — избалованный юноша, кажется, искренне уверенный, что каждая влюбленность — до конца жизни); ему и его мужской компании с повадками ОПГ отведены условно современные костюмы, здесь же — их подруги в избыточно блестящих вечерних платьях. На праздник в доме Герцога, пластиковой стерильностью интерьера напоминающем коридоры нуворишских гостиниц, врывается моложавый Монтероне (Владислав Попов, Михаил Коробейников) — почему-то в советской военной форме: гимнастерка и галифе, поперек груди — планшетка медалей. Риголетто бросает ему в лицо не только насмешки над отцовским горем, но и пригоршни блесток; в финале он в крови и блестках обессиленно распластан на полу. В хороводе персонажей — мучительно переживающая измены мужа глубоко беременная Герцогиня (Елена Бирюзова, Мария Орлова), Спарафучиле — один из распорядителей герцогского праздника (Гарри Агаджанян, Владислав Трошин), Маддалена (Надежда Рыженкова, Ксения Ковалевская), примеряющая по указке брата все тот же кукольно-белый парик и с удовольствием позирующая Герцогу в импровизированной фотосессии.

© Елена Лехова / Урал Опера Балет

Для Франдетти виновник трагической развязки — сам Риголетто. Перед третьим актом — вставная сцена: под закольцованные, как в кошмаре, детские смех и лепет на авансцену выходит маленькая Джильда, женский голос произносит монолог на итальянском: «Когда мы перестали слушать и слышать друг друга? Или ты все это время всматривался только в свою боль?» На красном занавесе — проекция детских рисунков, среди них — узнаваемый асимметричный портрет Риголетто (горб у него забрали, но выдали ожог на половину лица) и доходчивый символ — сердце, скалящее зубастую пасть. Девочка с остервенением колотит плюшевой овечкой об пол и в итоге отрывает ей голову. Внутренний разлом, бунт, протест — в том числе и они в финале этой истории заставляют Джильду ослушаться отца и принять последнее решение в своей недолгой жизни — быть убитой.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249417
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416062
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420372
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425609
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426953