17 октября 2019Академическая музыка
110

Ревитализация

Музыкально-театральный фестиваль «[Место: Смоленск]» в городском саду, на обувной фабрике и в заброшенном доме

текст: Марина Монахова
Detailed_pictureЦех обувной фабрики© Елизавета Поварова

«А это действующая фабрика?» — спрашиваю смолянку Наташу, пока мы в потемках, стараясь не провалиться в лужи, минуем расстояние от проходной до здания цеха. «Честно говоря, не знаю. Я вообще не в курсе была, что у нас что-то такое есть и работает». Внутри полумрак, сквозняк, широкие лестничные пролеты; перед входом в цех (он же сегодня — концертное пространство) — свечи (ровно под шкафом «Пожарный кран»), импровизированный буфет, разношерстная тусовка из смолян и петербуржцев, явно приехавших поддержать занятых в проекте друзей. Событие вечера — концерт-перформанс «Музыка. Машины»: «поэма о заводах, которых больше нет», где анонсировано слияние музыки, лязга машин и воспоминаний смолян.

Пространство цеха — три разделенных колоннами пролета, в центре — лента конвейера и нотные пульты, по бокам — заводские станки и экраны, по которым побежит текст об истории фабрики: наименования изделий и артикулов, перечень ее некогда впечатляющей инфраструктуры (общежития, детский сад, самодеятельный ансамбль). На сцене же, точнее, в расцвеченном профессиональным светом цеху — ансамбль совсем не самодеятельный. Это музыканты московского проекта «Геометрия звука», работающего в экспериментальных форматах, с ними — создатель «Геометрии» и композитор фестиваля «[Место: Смоленск]» Даниил Посаженников.

В исполнении небольших составов, от соло до трио (Кирилл Кравцов — скрипка, Андрей Усов — альт, Александр Лунегов — виолончель, Мирослава Тырина — мандолина, Анна Добрецова — арфа, Роман Малявкин — аккордеон), и вплоть до финального, собирающего всех ансамбля — разнохарактерные и разностилевые зарисовки. В них — и вслушивание в микрохроматику, эффектно подзвученную цеховой акустикой, и скрежещуще-механическое звукоизвлечение, и минималистические паттерны, часть которых — смещающийся акцент запущенного станка-пресса (режиссер концерта-перформанса Петр Чижов клепает на нем стельки), и задушевно-«советское» трепетание мандолины, и звучание «ля», извлекаемого ударами пяти камертонов обо все подряд цеховые поверхности.

«Есть такая тема — ревитализация пространства, когда с ним происходит что-то, меняющее знак его существования, — говорит Петр Чижов. — В 1979 году здесь было огромное производство, а теперь из всей фабрики работает один цех, а конкретно этот — простаивает, здесь ничего не происходит. Благодаря тому, что мы здесь делаем, сюда возвращается жизнь: приходят музыканты, приходят зрители, цех наполняется звучанием — но уже другим, не тем, что раньше, люди опять здесь ходят, дышат, смотрят, взаимодействуют с машинами — но уже иначе, не так, как это было 30 лет назад».

Даниил Посаженников рассказывает, что партитуру такой, какая она есть, сформировало само цеховое пространство: его акустика как никакая другая ярко высветила наслоение обертонов во фрагментах, использующих микрохроматику, — и содержащая их ранее написанная пьеса задала смысловой стержень всей композиции.

«Одна из наших задач — исследование пространств и создание проектов, привязанных к конкретному месту, — рассказывает Даниил. — У нас произошла качественная коллаборация с Петей, потому что наш подход к работе очень схож: он получает отклик от конкретного места через драматургию, считывает связанные с местом истории. Мы тоже приходим в пространство, исследуем его, смотрим, представляем, пробуем что-то играть, слушаем, как оно звучит. Даже если в этих проектах есть уже написанные пьесы, главная моя задача заключается в том, чтобы они стали частью общей партитуры. Стержень я делаю из того, что продиктовано этим пространством».

Пространством самого Смоленска продиктован и каждый театральный проект фестиваля: три спектакля открытой формы, которые прежде играли отдельно, теперь спрессованы в один день, своего рода эпилог к ним — Реквием, «прощание с городом через академическую музыку и тексты смолян». Их создатели — постоянная команда проекта: наряду с Петром Чижовым это драматурги Элина Петрова и Ксения Савельева, продюсер Юлия Леленкова.

Вместе спектакли складываются в большую композицию, которая с разных точек зрения и разными инструментами исследует настоящее и прошлое города. Не того, который «город воинской славы», «щит России», «Наполеон и Гитлер», а того, что определяет повседневность, что вплетен в драгоценные воспоминания детства и молодости, в историю каждой семьи.

«Опыт со зрителем» — спектакль без актеров, в котором спровоцированные между зрителями диалоги о родных и любимых городах чередуются с вербатимами о буднях смолян — от разговоров о жизненных перспективах до монолога у тюремного дома и рекомендаций по выбору мясных магазинов. «Карманный Смоленск» — аудиоспектакль-променад, в котором взгляд профессиональных историков на прошлое города, их оценка тех или иных событий переплетаются с неотделимыми от них личными историями. О том, как бабушки и деды после войны жили в развалинах крепостной стены XVII века (той ее части, что не успел уничтожить, отступая, Наполеон) — потому что остальной город был разрушен; как в 90-е не было ничего круче для студенток СмолГУ, чем встречаться с лихими парнями, козырявшими тем, что они лежали в местной психушке (вот ее скромное здание утопает в пылающей смоленской осени, вниз уходит мостовая — тоже века семнадцатого, под ворохом листьев немудрено не заметить); как до открытия загса в бывшем особняке главы Смоленской губернии Энгельгардта молодых расписывали в здании ДК железнодорожников; как читали послание от предыдущих поколений (капсула с посланием потомкам была заложена в крепостную стену в 1963 году и вскрыта в 2013-м, в дни празднования 1150-летия Смоленска) и как оставляли послание поколениям будущим.

«Там был мой дом»«Там был мой дом»© Елизавета Поварова

Центр большой композиции спектаклей — site-specific «Там был мой дом». Прежде его играли в квартире, пока один из зрителей не предложил использовать в качестве площадки старый дом, в котором прошло его детство. Не всегда понятно, где здесь заканчивается естественный интерьер и начинается работа художника (Егор Пшеничный), — разве что закрепленные в самых неожиданных местах зеркальные куски намекают на художественное измерение этого пространства. Остальное — жившие тут или сюда привезенные, знакомые каждому советскому человеку вещи (ковер с оленем, разрушающаяся выбеленная кирпичная печка, букеты засушенных цветов на веранде, комнатная лиана, истлевшая будто бы вместе с жизнью, которая покинула эти стены, ключи и мухобойка на подоконнике, стопки пожелтевших книг, пузырьки из-под одеколона «Гвоздика») — работает как мощный телепорт в собственное детство. Стержень происходящего — монолог вернувшегося в дом детства героя (Иван Решетняк): его голос звучит в наушниках, а сам он следует из комнаты в комнату, перебирая воспоминания, во многих из которых зрители тоже без труда узнают себя, и размышляя о том, что дом — такой, каким он должен быть, — остался для него здесь и одновременно в прошлом. Для усиления эффекта — температура не сильно выше нуля, тепло и запах костра, вокруг которого греются зрители в ожидании спектакля, дрожь голоса замерзшего актера; для усиления саспенса — заунывные кластеры аккордеона (Роман Малявкин).

«Там был мой дом»«Там был мой дом»© Елизавета Поварова

Завершение долгого дня и одновременно эпилог к нему — Реквием Даниила Посаженникова (к уже знакомым музыкантам присоединяются сопрано Марина Рубцова и саксофонистка Юлия Биховец); его части перемежаются текстом, в котором одновременно — попытка представить Смоленск как человека и прощание с городом, откуда уезжают.

«Уезжают, а потом возвращаются — со спектаклями, концертами, фотовыставками и перформансами, — говорит Петр Чижов, добавляя, что все его проекты в Смоленске продиктованы в том числе и желанием понять что-то важное и про себя, и про пространство, в котором он сформировался. — Для меня важно, что я могу привнести сюда что-то, о чем ребята здесь, может быть, не слышали, чего они не знают. Например, в прошлом году мы приехали сюда с документальным театром — и свой доктеатр в Смоленске после этого не появился, хотя я знаю, что здесь есть люди, которые бы хотели, чтобы он в городе был. Зато появились журналисты, которые делают проект “Смоленск изнутри”, появилась выставка, посвященная историям смолян, — то есть доктеатр, попав сюда, открылся по-другому, и предугадать, как что-то отзовется, невозможно».

Привлекая внимание к неизвестным локациям в своем родном городе, Петр надеется, что идею их исследования и арт-освоения подхватят местные художники: обувная фабрика пополнила список наряду с льнокомбинатом и кинотеатром «Октябрь», в котором еще год назад команда сделала перформанс в хранящих дух прошлого советских интерьерах, а сегодня все это оказалось сметено и погребено под типовым ремонтом — пространства уходят. Одновременно проект развивается и масштабируется, приходя в другие города (пока в этом списке наряду со Смоленском — Вологда и Липецк), где команда не только показывает спектакли, но и читает лекции, проводит практикумы, стремясь вовлечь горожан в создание документальных и сайт-специфичных событий и изменить тем самым их взгляд на повседневные, ритуальные вещи.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244938
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246492
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413079
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419563
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423637
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428939
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429594