Первый среди равных

Максим Емельянычев и «Солисты Нижнего Новгорода» в «Зарядье»

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_picture© Лилия Ольховая

Камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» под разными названиями существует с 1981 года; это уважаемый коллектив очень достойного уровня с активной жизненной позицией. Среди его достижений — проекты «Историческая исполнительская практика», «Живописный Моцарт» (объединивший музыку, живопись и литературу), «Музыка русских усадеб», первый в регионе фестиваль с участием аутентистов BAROQUE & CLASSIC, работа с современными композиторами, игра в шекспировском «Короле Лире» местного ТЮЗа и даже программы в Нижегородском планетарии.

© Лилия Ольховая

Но обратить на себя внимание публики московского «Зарядья» (а еще через день — и публики парижского Театра Елисейских Полей) — задача почти невыполнимая. Если бы не главная приманка — Максим Емельянычев. 31-летний музыкант, равно успешный как дирижер (многочисленные международные награды), пианист (премии Choc de Classica и International Classical Music Awards за сольный альбом с клавирными сонатами Моцарта) и исполнитель на исторических клавишных инструментах (спецприз «Золотой маски» за партию хаммерклавира в пермской постановке «Свадьбы Фигаро»), а кроме того, не упускающий возможности поиграть в общем ансамбле на старинном духовом корнете, постепенно обрастает партией фанатов. Причем не факт, что в Москве их больше, чем в Париже.

© Лилия Ольховая

С 2016 года он является главным дирижером молодого интернационального оркестра Il Pomo d'Oro, специализирующегося на барочном исполнительстве, а с этого сезона — и Шотландского камерного оркестра. Ускользающую от нас молодую звезду немного удерживает московский фестиваль «Опера априори», где он — постоянный участник (в этом сезоне под управлением Емельянычева обещана оратория Мендельсона «Илия» 12 апреля). Очень многообещающе выглядит работа молодого дирижера с задорным Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, любимым ребенком Московской филармонии. Нижний Новгород, где он начинал свое музыкальное образование, Максим тоже не забывает: регулярно сотрудничает с «Солистами НН», записал с ними Бетховена и Брамса на французском лейбле Aparté Music и вот теперь вывез их в Москву и Париж.

© Лилия Ольховая

Зал в «Зарядье» был неполон, но это обстоятельство никак не снизило ощущения абсолютного музыкального счастья. Программа по-умному демонстрировала разные возможности оркестра и возглавляющего его музыканта. Очаровательным ударом под дых стал припасенный на финал 17-й концерт Моцарта, которым Емельянычев, по обыкновению, управлял из-за рояля, сидя спиной к публике. Он солировал безо всякой концертно-фортепианной стати, как будто небрежно, почти жонглируя воздухом и легко добиваясь от своего солидного романтического инструмента какого-то ретроклавирного звучания. Из оркестра гордо пофыркивали две натуральные валторны. Другими атрибутами аутентичного инструментария нижегородцы похвастаться не могли, но это никак не отменяло их породистой интеллигентности и стилистической подкованности.

© Лилия Ольховая

Еще одно увлекательное путешествие в прошлое состоялось вместе с 83-й симфонией Гайдна, прозванной «Курицей» из-за кудахтающего в ней гобоя. Удивительно и прекрасно, что между волшебником Моцартом и эксцентриком Гайдном в исполнении Емельянычева не оказалось вообще ничего общего. Также в обоих не нашлось никакой отполированной гладкости, предсказуемости и пыльной скуки. Игры с венскими классиками были изящно дополнены двумя сочинениями поновее.

© Лилия Ольховая

Для создания объемного органного звука в «Фантазии на тему Томаса Таллиса» (1910) Ральфа Воан-Уильямса половина коллектива отправилась музицировать на балкон над сценой — эффект и правда получился завораживающий. Пьесу «Green ДНК» (2000) Павел Карманов написал, как несложно догадаться, для Татьяны Гринденко и ее ансамбля Opus Posth. И хотя образ харизматичной скрипачки, исступленно ведущей за собой в бой весь коллектив, слишком плотно приклеился к этой музыке, сдержанная четкость нижегородцев ее тоже украсила.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244945
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246496
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413083
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419567
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423640
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428943
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429597