28 февраля 2020Академическая музыка
120

Баховский салют

Уникальное исполнение «Страстей по Матфею» в складчину

текст: Анна Взвадова
Detailed_picture 

В финской церкви Св. Марии в Петербурге баховские «Страсти по Матфею» исполнили немецкие солисты, немецкий и два российских хора, а также оркестр, специально собранный из питерских и московских барочников. Концерт пришелся на 23 февраля. Посередине него церковь десять минут сотрясал артиллерийский салют — случай во вкусе Джона Кейджа. Курьез, который не смогли предвидеть организаторы, по-своему символичен: в сегодняшней культурной жизни Петербурга их проект кажется чем-то из параллельной реальности. Город заклеен афишами «Страстей по Матфею» сочинения митрополита Илариона, а одноименный опус Баха вот уже много лет можно услышать только в добропорядочном академическом исполнении оркестра и хора Мариинского театра. В нулевых и начале 10-х годов «Страсти по Матфею» ставил здесь Лео Кремер, приглашая из Германии солистов и направляя камерные коллективы города в стилистическое русло барокко, но об исторических инструментах речи и тогда не шло. Неправдоподобным кажется и то, что нынешнее исполнение — независимая антреприза, за которой не стоит никакая крупная культурная институция: зная, как многомиллионные гранты весело сгорают без следа, сложно поверить, что проект осуществлен на деньги региональных немецких благотворительных фондов.

Нити уводят в немецкий Мербуш, пригород Дюссельдорфа, где есть лютеранская община Бюдерих, прихожане которой очень любят музыку (при общине семь любительских хоров) и путешествия. За музыку отвечает кантор Екатерина Поризко, которая предложила своему активу замахнуться на «Страсти по Матфею» и приехать с ними в почти родной для нее Петербург (прежде чем выучиться на Kirchenmusik-директора в Германии, Екатерина окончила здешний университет по старинным клавишным). Дальше все шло по нарастающей: у проекта появились спонсоры, а в касте — солисты со всей Германии, в том числе безусловный хедлайнер Ульрих Кордес в партии Евангелиста. Дело оставалось за оркестром и недостающими хорами — как известно, в баховской партитуре три хора, хотя сегодня за них нередко поют части одного коллектива. И если место певчих заняли, под стать хору общины, любительские коллективы (петербургские хор Fortis и Детский хор Филармонического общества, оба под управлением Екатерины Андреевой), то в оркестре были не просто профессионалы, а спецы по музыкальному барокко, собранные из двух столиц.

Создание такого оркестра на скудной петербургской почве — небывалый прецедент. На фестивале Earlymusic (единственное время в году, когда у здешних любителей старинной музыки в жилах течет кровь, а не вода) барочные оперы и балеты давно идут в камерном исполнении «Солистов Екатерины Великой». Для Курентзиса и MusicAeterna, которые в прошлом году обосновались на Итальянской улице, барокко — безусловно, область компетенции, но далеко не основное направление в репертуарной политике. Неожиданно выяснилось, что местные барочники, невидимо играющие в ансамблях по церквям и музеям, в состоянии сообща сдвинуть баховскую громадину: с привлечением отдельных музыкантов со стороны набрались нужные два состава (в партитуре Баха — по оркестру на каждый из двух основных хоров). Нашлись и экзотические гобои да качча (Денис Быстров) и д'амур (Константин Яковлев), и барочные флейты (Александр Кискачи с учениками), и две группы continuo: виолы да гамба (Владимир Гаврюшов, Вадим Вайнштейн), контрабасы (Григорий Воскобойник, Алексей Иванов), фаготы (Константин Яковлев, Дмитрий Волченков), клавесин (Екатерина Бязрова) и орган-позитив (Андрей Коломийцев).

Вряд ли за неделю репетиций этот антрепризный оркестр мог достичь уровня Collegium Vocale Gent, который скоро привезет «Страсти по Матфею» в Москву. Но шероховатости, проскакивающие у отдельных музыкантов, не отменяли общего ощущения уверенной сыгранности и барочного драйва в ансамбле. Во многом это заслуга первых скрипок двух оркестров-половинок, выписанных из Москвы: Полины Бабинковой (у которой даже в соло в знаменитой арии альта «Erbarme dich», прозвучавшем пронзительно и стилистически безупречно, нашлось место драйву) и Павла Фильченко.

В хоровом пространстве над оркестром царил энтузиазм. Заметнее всего его источал хор общины-инициатора Бюдерих (усиленный хором соседней общины Норф-Нивенхайм): здесь большинству было за 50, а значительной части и за 70. Их вступительное арпеджио на «Kommt...» в первом номере яростно ощетинилось голосами в разные стороны, зато позже, в лютеранских церковных хоралах, которыми Бах прослоил партитуру, — кто мог бы быть аутентичнее? Рядом с ними хористы Fortis казались робковатыми, но звучали заметно более округло и чисто. Детский хор из маленьких мальчиков и (в основном) девочек, размещенный в соответствии с замыслом Баха выше всех остальных — на ярусе, выполнил свою ответственную задачу, хотя надрыва, который дали бы голоса мальчишек постарше, немного не хватило.

Венчать эту конструкцию из самодеятельных хоров и профессионального, но экспериментального оркестра должны были солисты. Здесь публику ждали яркие контрасты. Однозначными удачами стали альт Стелла Антверпен, собранный вокал и безусловное чувство стиля которой особенно хорошо складывались с оркестром, баритон Маттиас Хорн и бас Себастиан Кляйн в партии Иисуса. Сопрано Людия Цборшиль вокально не убеждала, разве что выразительно обличала Петра в роли служанки, а сам безымянный Иуда/Петр звучал ученически и сипло. Возвышался же над всеми (в том числе в прямом смысле, стоя на кафедре проповедника) Евангелист Ульрих Кордес, давно и много поющий эту партию в баховских пассионах. Стоило прийти ради него одного: обладатель солнечного тембра, обезоруживающе артистичный, Кордес, нигде не отклоняясь от стиля, совершенно уничтожил стереотип нудного евангельского чтения — оказывается, и так можно было.

Екатерина Поризко, выступившая и организатором, и фандрайзером, и дирижером исполнения, выглядит в поколении тридцатилетних фигурой какого-то нового типа. Примеров нелепых перегибов на таком пути мы знаем достаточно, здесь же — редкий случай, когда можно говорить о балансе организаторского пыла и исполнительской компетенции. На концерте Поризко показала крепкую дирижерскую выучку и особо заметный хормейстерский опыт: тяжело стронувшись с места в первом хоре, дальше музыка нигде не теряла движения, а в финале огромный баховский пазл сложился в какую-то и вовсе проникновенную смесь скорби и надежды. Будет ли следующий проект Екатерины таким же вызовом привычному порядку вещей, неизвестно; пока же кантор общины Бюдерих со своим хором возвращается в Германию — 29 марта «Страсти по Матфею» должны прозвучать в Мербуше.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244991
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246548
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413120
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419598
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423671
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428972
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429626