С кем вы, мастера культуры?

Сможет ли Валерий Гергиев сохранить пост дирижера в Мюнхене

текст: Анастасия Буцко
Detailed_picture© DPA / ИТАР-ТАСС

Эскалация — единственная лестница, по которой вверх подниматься быстрее, чем спускаться вниз, напомнил недавно общественности Германии старый дипломат, бывший министр иностранных дел Ганс-Дитрих Геншер.

Трудно сказать, с какой скоростью будет успокаивать нервы культурный мир Германии, находящийся в крайне взвинченном состоянии. Характерная особенность ситуации заключается в том, что у всех вдруг появилось мнение. В том числе по поводу тем, еще совсем недавно достаточно периферийных, как формирование украинской нации или взаимоотношения звезд российской культуры с властями той же отдаленной страны. Ошпаренное историей с Крымом, общественное мнение кидается из стороны в сторону. Случай Валерия Гергиева — единичное, но достаточно характерное проявление данного процесса.

Когда Валерий Гергиев чуть больше года назад, 1 февраля мирного 2013 года, подписал за тяжелым дубовым столом Мюнхенской ратуши договор, согласно которому он с 2015 года на пять лет становится шефом городского филармонического оркестра, это было встречено всеми со сдержанным одобрением. Хотя уже тогда комментаторы пары газет ехидничали по поводу знаменитой вечной перегруженности мастера музыкального multitasking'а. Далее, осенью 2013 года, когда в России был принят пакет всем известных малодемократических законов, авторы центральных газет и особенно блогеры начали обращать внимание своих читателей на чрезмерную близость нового мюнхенского генеральмузикдиректора с «московским деспотом».

© Getty images / Fotobank.ru

В декабре 2013 года очередной приезд Гергиева (уже весьма плотно и успешно сотрудничающего с оркестром) в Мюнхен сопроводился не самым приятным для маэстро инцидентом: перед концертом его встретил хор геев и лесбиянок Мюнхена, которым дирижировали потешный Гергиев и очень несимпатичный ряженый пупс с чертами Путина. Солидно представленная в городском парламенте партия сексуальных меньшинств потребовала от городского совета расторжения контракта с другом «гомофобского режима» в Москве. Гергиеву пришлось оправдываться, говоря в объективы и микрофоны, что он нисколько не осуждает «гомосексуальный образ жизни», имеет массу друзей и коллег в данной среде, закона о гомосексуальной пропаганде как такового не читал — и вообще хотел бы заниматься музыкой, не вмешиваясь в политику.

Но не успела эта история отшуметь, как подпись уже почти мюнхенского маэстро появилась под пресловутым письмом в поддержку политики Путина в Крыму. Тут уже не только блоги и левая пресса запестрели лозунгами типа «Гергиев хочет сказать “да” Путину? А мы хотим сказать “нет” ему самому!»

На страницах Frankfurter Allgemeine, наиболее влиятельного из ежедневных изданий Германии, появилась статья маститого критика Элеоноры Бюнинг под названием «Er hat seinen Pakt mit der Macht geschlossen» («Он заключил свой пакт с властью»). «Каждый человек искусства имеет право высказывать свое отношение к тем или иным политическим вопросам. Или не делать этого, — пишет автор. — Но если этот человек — Валерий Гергиев, шеф блестящего Мариинского театра в Петербурге, на обновление которого и превращение ареала в Gergiev Music City его друг Владимир Путин отвалил полмиллиарда евро, который в 2015 году должен возглавить оркестр Мюнхенской филармонии, то невозможно молчать, опустив очи долу и делая вид, что все происходящее нас не касается».

© EPA / ИТАР-ТАСС

Далее автор припоминает и демонстрации перед концертами Гергиева в Лондоне и Мюнхене, участники которых открыто критиковали нарушения прав человека в России, и участие маэстро в, так сказать, избирательной кампании Владимира Путина, называет его «музыкальном царем по милости царя Путина» и, обращаясь непосредственно к письму, вопрошает: «А не мог ли он промолчать? Или сказать что-нибудь вроде “Главное, чтобы не пролилась кровь”, или “Сядьте за стол и поговорите”, или “Я надеюсь на политическое урегулирование”, как это сформулировал главный дирижер Баварской оперы Кирилл Петренко. <…>

Вопрос дня гласит: может ли Мюнхен еще позволить себе Гергиева в качестве дирижера городского оркестра? Мюнхен должен занять сейчас ясную позицию. Ибо Гергиев свою позицию занял».

«Мы не собираемся комментировать политическую и личную позицию Валерия Гергиева» — таков официальный ответ властей Мюнхена на запрос Deutsche Welle о том, не собирается ли муниципалитет каким-либо образом отреагировать на газетную критику. «Мы не видим повода для пересмотра отношений с маэстро», — ответили на соответствующий запрос в руководстве оркестра.

Поэтому на вопрос, приведет ли вся эта история к отставке Гергиева, можно ответить: нет. По крайней мере, пока нет. Во-первых, им довольны как музыкантом. Во-вторых, подписанный обеими сторонами договор в графе «условия расторжения» не содержит подпункта «поддержка кровавого режима» или «несовпадение политических взглядов дирижера с общественным мнением Германии».

В целом честная консервативность мюнхенцев, не спешащих удовлетворить любой вызов политической конъюнктуры, вызывает уважение и является источником процветания баварской нации. Валерию Гергиеву сильно повезло, что он подписал договор с Мюнхеном, а не с безродным Берлином или каким-нибудь трусливым Дюссельдорфом. Впрочем, он, безусловно, не случайно остановил свой выбор именно на этом городе и его оркестре.

Но вот что лично мне представляется возможным — это отказ самого Гергиева от поста в Мюнхене. Причем не из-за неких закулисных игр, а из-за того, что нервы не выдержат. Уже последняя история с восставшей голубой общиной, носившая скорее карнавальный характер, очень задела маэстро. Он был явно на грани нервного срыва.

Не очень приятно, когда публика пытается проникнуть на твой концерт не с цветами или чем, а со свистками и помидорами. А ведь это была цивилизованная и любящая прекрасное розово-голубая община Мюнхена. Что будет, когда на симфонические концерты начнут ходить украинские активисты?


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244931
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246486
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413074
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419558
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423634
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428937
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429591