23 ноября 2020Академическая музыка
143

Сталкеры нашего времени

Владимир Юровский и Московская филармония провели фестиваль «Другое пространство»

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_picture© Владимир Волков

Кому — пир во время чумы, кому — ненужный героизм, но совершенно очевидно, что для всех участников и слушателей «Другое пространство — 2020» стало счастьем, праздником и важной психологический поддержкой. 5 дней, 9 программ, 9 коллективов (в том числе один французский), более десятка премьер (в том числе мировых), массово вылезшие из своих нор композиторы в креативных масках, музыканты в красных носках (тренд сезона) и — не самая характерная для фестивалей современной музыки деталь — парад статусных солистов. Андрей Гугнин звездил в фортепианном концерте Дьёрдя Лигети (головокружительную первую часть пришлось бисировать). Айлен Притчин — в «Anthèmes 2» Пьера Булеза для скрипки и живой электроники (партию электроники, не менее сложную, чем у скрипки, и уж совсем непостижимую, исполнял сверхчеловек Сергей Полтавский, в обычной жизни известный в качестве альтиста). Александр Рудин — в «Медитации» Валентина Сильвестрова для виолончели и камерного оркестра, этаком «Солярисе» позднесоветской музыки, с беспросветными экзистенциальными проблемами, «бахизмами» и клавесином. Елена Ревич — в виртуозно сотканном из шорохов и вздохов «Нежном ветре Элизиума» для скрипки с оркестром Ольги Раевой (это была мировая премьера). Юрий Фаворин — в мистическом триллере Марко Никодиевича «gesualdo dub / пространство со стертой фигурой» для фортепиано и 17 инструментов.

© Олег Сингареев

Художественный руководитель фестиваля Владимир Юровский многие годы успешно выводил современную музыку из цехового композиторского гетто в большой концертный мир; результаты налицо. И вот теперь, в этот странный год, ему и суперпрофессиональной команде Московской филармонии (в которую входят боги съемочной группы, организующей спасительные онлайн-трансляции) пришлось этакими сталкерами провести нас всех в полузапретную зону, ограниченную 25-процентной рассадкой в зале, сокращенной численностью музыкантов на сцене, сложнопреодолимыми границами между странами, ПЦР-тестами и еще целой кучей непрерывно обновляющихся обстоятельств. Программа фестиваля многократно перекраивалась и перешивалась, слетали солисты и премьеры. Пожалуй, самым неправдоподобным чудом выглядел приезд легендарного парижского Ensemble intercontemporain, основанного Булезом в 1976 году и с тех пор гастролировавшего в России то ли два, то ли три раза. Французы, составившие максимально разнообразную программу из композиторских имен разной степени известности и неизвестности, приехали в сильно сокращенном виде (восемь инструменталистов плюс дирижер Дилан Корлей), но покорили звуковой бескрайностью, свободой и одновременно невероятной перфектностью. Птичьего соло трубача Клемана Сонье («Wild Winged-One» Лизы Лим) или брутального рокерского дуэта виолончелиста Эрика-Марии Кутюрье и контрабасиста Николя Кросса («Soaring Souls» Бернхарда Гандера) хватало для того, чтобы открывались новые миры. И даже рабочие сцены, быстро переставлявшие в перерывах между сочинениями пюпитры и микрофоны, казались вышколенными черными статистами из спектаклей Кэти Митчелл.

© Олег Сингареев

Из местных специалистов в фестивале традиционно участвовали все три московских ансамбля — МАСМ, ГАМ и «Студия новой музыки». Им пришлось играть совсем для горстки любителей (по новым правилам, в Камерный зал филармонии, где проходили их концерты, допускались всего 24 слушателя), но зато скольких композиторов удалось ободрить тем, что их музыка звучит даже в наше непростое время! Надо сказать, что 25-процентная публика на концертах фестиваля ответственно хлопала за четверых, без этого ощущения живого зала музыкантам было бы очень сложно играть (например, если бы перед ними осталась только камера для онлайн-трансляции).

Из более многолюдных коллективов в дозволенных Роспотребнадзором масштабах на сцене зала Чайковского присутствовали Questa Musica и Московский государственный академический симфонический оркестр Павла Когана. Последний под руководством Филиппа Чижевского справился с российской премьерой «Восемнадцати эпизодов» Сергея Невского, для чего пришлось освоить игру на пенопласте и пустой металлической канистре. Мировую премьеру более дисциплинированных сочинений Александра Маноцкова («Присутствие № 2» и «Канон in D») взял на себя камерный оркестр Musica Viva с Александром Рудиным за пультом. Открывать фестиваль доверили шустрому новичку — Российскому национальному молодежному симфоническому оркестру под управлением Валентина Урюпина. Закрывал — художественный руководитель фестиваля со своим ГАСО.

© Наталия Сурнина

Юровский говорил, что если при экстренном перекраивании программ не удавалось «спасти» то или иное сочинение, то «спасали» композиторское имя — то есть выбирали для исполнения другой опус того же автора. Так в финальный вечер попали какой-то прям по-наглому эффектный новенький «C-Dur» (это название такое) Алексея Ретинского и страшно-роскошный «Маятник Фуко» Владимира Тарнопольского. Самой последней музыкой фестиваля стало «Посвящение Бетховену» Александра Вустина — концерт для ударных и камерного оркестра, прекрасная, умная и удивительно позитивная музыка, написанная в 1984 году. К ее финалу по бокам сцены высветились два портрета — Бетховена, чье 250-летие в этот злополучный год толком не удается отметить, и Вустина, ставшего одной из жертв нынешней пандемии.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249361
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416008
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420326
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425562
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426904