Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20242525Вокруг все отменяется, рушится, разбивается о карантинные скалы и тонет, но Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета на берегу Черного моря в Сочи проходит в 14-й раз в привычно-безбрежном объеме. В его десятидневную программу, основные площадки которой — Зимний театр и Органный зал, вмещается невероятное количество всего. Оперный гала во главе с Ильдаром Абдразаковым, балетная подборка от Николая Цискаридзе, джаз с Вадимом Эйленкригом, настоящее испанское фламенко с Мариной Эридиа, фольклорно-барочное путешествие по музыке средиземноморского побережья с итальянским ансамблем Soqquardo italiano, россыпь российских театральных звезд от Хабенского до Перетрухиной, девять мировых премьер от композиторов всех возрастов разных национальностей с непременным отмечанием дня рождения Александра Чайковского 19 февраля. По случаю 75-летия своего друга Башмет вручил Чайковскому премию имени Шостаковича и пошутил, что могло бы ведь быть и наоборот — «Шостакович получил премию имени Чайковского». Другому юбиляру — недавно отметившему 250-летие Бетховену — приготовлен марафон из четырех сонатных программ в один день в исполнении талантливого юношества.
Но это только вершина айсберга. Попутно в проходящей в рамках фестиваля Международной музыкальной академии ее участники учатся петь, играть на разных инструментах и даже дирижировать, благо среди коллективов фестиваля есть Юношеский симфонический оркестр (два других оркестра Башмета — «Солисты Москвы» и «Новая Россия» — тоже тут). Среди педагогов заявлены духовики из Швейцарии и США, балалаечники и гусляры из ансамбля «Россия» имени Зыкиной, глава Молодежной программы Большого театра Дмитрий Вдовин, концертмейстер Ла Скала Мзия Бахтуридзе, скрипачка Татьяна Самуил, многолетний концертмейстер группы альтов Берлинской филармонии Вильфрид Штреле, дирижер Фреди Кадена. Молодые композиторы соревнуются в конкурсе имени Шнитке и Рихтера (в этом году в номинации «камерный ансамбль» первую премию в размере 150 000 рублей получила Вера Петрова, первая премия в номинации «струнный квартет» не присуждена). Молодые журналисты, освещающие события культурной жизни, проходят трехдневный интенсивный курс. Поэты выступают на Турнире поэтов. Работает лаборатория видеоарта и фотошкола. В общем, немного напоминает зимний пионерский лагерь, в котором некоторое количество бумеров решили устроить перекличку.
Ареной для особо разноголосой переклички стал концерт-открытие. Первая часть его уникальной программы включала пять сочинений современных авторов. Среди них Пьеса для трех альтов и струнного ансамбля китайского композитора Чжии Вана предоставляла соло хозяину фестиваля, Фантазия на ирландские темы британского флейтиста и аранжировщика Гарета МакЛернона, в которой он солировал вместе с Максимом Рубцовым из РНО, демонстрировала пораженной публике многочисленной флейтовое семейство, от пикколо до баса, а Enigma для органетто (на этом загадочном инструменте играла Каталина Висенс из Швейцарии) и струнных белорусско-германского автора Валерия Воронова была просто очень хороша.
После этого выкатились два рояля, на которых Ксения Башмет и Андрей Гугнин доблестно сражались с двухрояльным концертом Макса Бруха (1912), отличающимся невероятным пафосом и столь же невероятной тональностью ля-бемоль минор. Мне кажется, они едва сдерживались от смеха. Затем Вадим Репин, наоборот, серьезно и чувствительно играл Второй скрипичный концерт Прокофьева, ведя, а иногда и таща за собой Юношеский оркестр (сменивший к тому моменту на сцене «Солистов Москвы»). А потом наступило время оперной дивы — Аида Гарифуллина ко всеобщему счастью сверкнула арией Русалки, ариозо Иоланты и Вальсом Мюзетты, каким-то образом совпав с оркестром, хоть сидящий за пультом Башмет ни разу не повернул к ней головы.
Главную тему года фестиваль тоже не пропустил. Совместно с Санкт-Петербургским культурным форумом он провел Международную конференцию директоров учреждений культуры «Академическое искусство в период пандемии», на которой, например, были замечены директор «Зарядья» Ольга Жукова, директор «Царицыно» Елизавета Фокина, главный редактор портала Культура.РФ Олеся Максимова, директор по контенту X-Media Digital (это, проще говоря, русский YouTube) Наталья Хитрова — все очень толковые женщины. Вопросов пока больше, чем ответов. Хотя некоторые опорные пункты есть. Скажем, онлайн не заменяет оффлайн, не надо этого бояться. Если что-то можно провести даже и в неполном объеме, то надо проводить сейчас, а не переносить на потом. Но вопрос вопросов остается — почему в Зимнем театре разрешена только 30-процентная рассадка, а самолеты из Москвы, которая частично решила в этом году переехать в Сочи, летят заполненные под завязку?
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20242525Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20243409Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202411026Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202417612Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202418312Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202420990Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202421803Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202426907Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202427127Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427947