А могла бы быть «Молодым папой»

«Тоска» в Большом театре

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_pictureСцена из спектакля «Тоска». Флория Тоска — Лианна Арутюнян, Барон Скарпиа — Габриэле Вивиани© Дамир Юсупов / Большой театр

Собор, юные певчие, церковная латынь, швейцарские гвардейцы Ватикана с красным плюмажем на голове, Ренессанс, барокко, великая красота. Как известно, город Рим в «Тоске» Пуччини — очень важный персонаж. Явно имея это в виду, новую постановку одной из самых репертуарных и обязательных опер (предыдущая «Тоска» Бориса Покровского прожила с 1971 по 2014 год) Большой театр поручил режиссеру, сценографу и художнику по свету в одном лице Стефано Поде. Казалось бы, хорошо. Итальянский специалист, хоть и не засвеченный на переднем крае оперных мод, востребован и плодовит, не боится пороскошествовать на сцене, процитировать родных классиков визуальных жанров, ласково улыбнуться китчу и порассуждать о литургической тайне искусства. А его сценический дизайн эффектно смотрится на промофотографиях.

Но тут сразу видна первая проблема спектакля. Предназначая его для Новой сцены, Большой как-то ошибся с размером. На его Исторической сцене это размашистое великолепие, напоминающее разом запасники музея, лавку туристических сувениров и московское метро, разместилось бы куда комфортнее. Пушки палят, огромный колокол раскачивается, фрейлины неаполитанской королевы Марии Каролины мужественно перетаскивают свои огромные золотые веласкесообразные кринолины, папа римский в полном облачении крестит публику совершенно как родной. И это в дополнение к бесчисленным фрагментам знаменитых римских статуй и куполу собора, присутствующим постоянно. В общем, на сцене довольно быстро начинается затоваривание. Уж не говоря о том, что так и гордый статус экспериментальной площадки потерять можно.

В замшелом консерватизме эту нарядную инсталляцию, конечно, не обвинишь. Хотя игра актеров к такому выводу и подталкивает. Потому что вторая проблема спектакля — режиссерской работы в нем почти не видно. А та, что видна, производит, скорее, комический эффект, хотя и связана в первую очередь со сценами насилия. Каварадосси пытают с элементами современной хореографии, но очень уж робкой и застенчивой. Тоска почему-то сначала застреливает Скарпию, а потом все-таки закалывает его ножом для верности — похоже, именно этим казусом спектакль и запомнится. Вместо финального прыжка главной героини с верхней площадки замка Святого Ангела нам ни с того ни с сего показывают ее расстрел какими-то личностями в шинелях. Очень много хорового и мимансового народу без конца бродит по сцене туда-сюда (тоже с элементами современной хореографии), усугубляя тесноту и раздражая абсолютной немузыкальностью своего брожения. Но это бы ладно. Главная беда — солисты, похоже, лицедействуют как привыкли (чай, не первая «Тоска» в их жизни). То есть — заламывая руки, хлопоча лицом и бессмысленно суетясь. Если бы все просто постояли на месте среди бутафорских памятников искусства и религии, было бы лучше, ей-богу.

Сцена из спектакля «Тоска». Барон Скарпиа — Эльчин Азизов, Сполетта — Илья СеливановСцена из спектакля «Тоска». Барон Скарпиа — Эльчин Азизов, Сполетта — Илья Селиванов© Дамир Юсупов / Большой театр

Третья проблема более-менее предсказуемая: второй Марии Каллас у нас для вас нет. Тройка исполнителей главных партий была представлена в двух вариантах — приглашенные и местные. Из местных вальяжным обаянием блеснул Эльчин Азизов в роли злодея Скарпии. Его соперник Каварадосси в исполнении Олега Долгова не подкачал, все ответственные теноровые ноты взял, но слышалось в них не счастье или отчаяние, а жизненное кредо «будь готов — всегда готов». Динара Алиева в заглавной партии сумела разнообразить общую накаленную вокально-крикливую атмосферу лирическими полутонами. В общем, обошлось без провалов, но и без чудес. В том числе и потому, что эти чудеса не очень-то организовывал вполне именитый итальянский маэстро Даниэле Каллегари. То, что происходило в его нижнем оркестровом этаже, было интересно, живо и ароматно, но с верхним этажом, увы, не слишком согласовывалось.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249395
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416039
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420351
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425587
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426931