Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241863Вслед за моцартовской премьерой Большого аналогичное событие произошло во втором по рангу московском театре — имени Станиславского и Немировича-Данченко. Еще один шедевр из трилогии на либретто да Понте — «Дон Жуан». Еще один грамотный и блистательно-аккуратный молодой западный профи за пультом (а также за клавесином) — англичанин Уильям Лейси, успешный союз которого с театром начался два года назад, во время бриттеновского «Сна в летнюю ночь». Солисты свои, даже два состава, они очень стараются, самая похвальная работа в том составе, что видела я, — Мария Макеева в роли Донны Анны. Ну что ж, Моцарт — уже не совсем чужой композитор для российской столицы.
Режиссерскую сторону дела взял на себя худрук театра Александр Титель, но его работа не так бросается в глаза, как сценографическое решение литовца Адомаса Яцовскиса. Это решение невозможно не заметить и не прилепить навсегда к новой продукции в качестве запоминающегося ярлыка. Основная декорация — отвесная стена-лестница из 30 старинных пианино, выступающих из темноты своими балясинами и уступами клавиатур, поблескивающая канделябрами и пугающая изувеченными внутренностями. Эффектный арт-объект с небольшим объемом прикладных сценических возможностей: можно романтично взмахнуть руками над клавишами, можно кое-как примоститься на закрытой крышке инструмента. Но зато главная его функция — ого-го какая. В финале надвигающийся из глубины сцены кладбищенский фортепианный массив, по которому карабкается Дон Жуан, становится дверью в преисподнюю, куда тот сквозь пустое музыкальное нутро в конце концов и проваливается. Вот он, гроб с музыкой.
Впрочем, иногда, чтобы не надоедать зрителю, фортепианная стена поворачивается своей оборотной стороной, облепленной зрелым искусственным виноградом — немудрящая аллегория греха сладострастия. Но эта тема в спектакле как раз менее впечатляющая.
Вообще-то Дон Жуан, конечно, не просто бабник, а очень сложный персонаж, устраивающий всем остальным героям оперы испытание свободой, которое никто из них не проходит. В этой фигуре много уровней. Но в данном случае считывается только самый верхний. Дон Жуан в элегантном исполнении Дмитрия Зуева молод, строен, без шляпы похож на Максима Галкина, в шляпе — на Боярского. Плохо ли? Никакого когнитивного диссонанса все три женских персонажа, помещенных Моцартом и да Понте между долгом и страстью, любовью и ненавистью, чувством и разумом, свободой и общественными ограничениями, на сей раз, похоже, не испытывают. Папа или жених — это одно. Сексуальный объект в шляпе — это совсем-совсем другое. Если и есть какая проблема у Донны Анны, Донны Эльвиры и Церлины — то она только в том, как бы его поделить. Да здравствует свобода? Какая такая свобода? Берешь бутылку — вот тебе и вся свобода.
Пьют в спектакле много, особенно в первом действии, — но без удали, а скорее так, знаете ли, чтобы снять скованность. Вокруг алкоголя выстроена и одна из удачных режиссерских придумок: Дон Жуан, особенно не заморачиваясь ухаживанием, технично обливает вином Церлину в свадебном наряде, которой приходится тут же его снять для просушки. Но в обратную сторону этот прием уже не работает: обученная Церлина еще раз обливает все то же платье в целях примирения с взревновавшим женихом Мазетто, однако тот удовлетворяется бутылкой, а платье уже можно и вовсе не снимать. Такая грустная, выразительная, хоть и какая-то совсем не моцартовская история.
Но она — скорее исключение, чем правило, в этом спектакле, в целом довольно статичном. Вследствие чего он то и дело превращается в этакий бутерброд из безжизненных речитативов; их надо как-то перетерпеть в надежде на красивую арию, которая, впрочем, не факт, что будет совсем уж безукоризненно исполнена.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241863Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249717Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416370Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202417049Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419765Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420589Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425654Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425843Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427188