Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241909Среди массовых мероприятий по случаю дня рождения Москвы одно было, скажем так, массово-элитарным. «Музыка на воде» — это наш ответ берлинской Вальдбюне, озерной сцене Брегенца, Арене ди Верона и всяким другим заморским опенэйрам с классической музыкой. Прямо на поверхности Патриарших прудов построили понтонный партер, куда с берега вела красная дорожка, забитая светскими фотографами. Обладателям билетов рекомендовалось одеться в вечернее, но захватить палантин — все-таки сырость от воды. Берега же облепили люди без VIP-приглашений (по примерным подсчетам, тысячи три высидело весь полуторачасовой концерт, тысяч шесть гуляло туда-сюда), некоторые с детскими колясками и домашними животными. Особо удачливые вышли на балконы своих квартир вокруг пруда.
Само действо, организованное при поддержке Комитета по культуре и Музея Булгакова, происходило на построенной под рестораном «Павильон» сцене. На ней разместился ансамбль единомышленников «Персимфанс» под руководством Петра Айду. Скрипки и флейты, валторны и лютни, рояль и клавесин в какой-то момент дополнились электроплиткой и раскаленной сковородкой, подававшей свой брызжущий маслом голос в одной из кульминаций вечера.
Среди музыкантов, повышающих статус мероприятия, были и виолончелист Борис Адрианов, и пианист Андрей Гугнин, но самыми запоминающимися стали Хибла Герзмава и Григорий Кротенко. Герзмава — как и положено примадонне Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко — пела, шелковые рулады ее голоса посредством динамиков, говорят, доносились аж до Садового кольца. Для водных процедур она выбрала «Lascia Ch'io Pianga» Генделя и моцартовскую арию «Laudate Dominum» с солирующей скрипкой, на которой играла главная затейница всего происходящего, арт-директор «Музыки на воде» Елена Ревич (первый концерт фестиваля прошел на озере еще 9 августа).
Кротенко — контрабасист, гамбист и даже автор COLTA.RU, — не забывая про свой основной род деятельности, в данном случае блеснул и в новом качестве. Во время генделевской Пассакалии он, покинув контрабас, картинно вынимал из пруда садок с шевелящейся рыбой. Во время глюковской «Мелодии» еще более картинно ел ее, уже зажаренную, вытирая руки о фартук, сплевывая косточки в пруд и немного снижая пафос от волнующей встречи с прекрасным. Два больших экрана по бокам сцены показывали эти вкусные детали оголодавшей береговой публике, которой оставалось только аплодировать. Сам же процесс приготовления пищи пришелся на время исполнения самого, наверное, известного сочинения Павла Карманова «Форельный квинтет», как и соответствующее произведение Шуберта, посвященного тяжелой рыбьей доле.
Еще один опус Карманова — «Музыка фейерверка» — завершал программу. Это беспроигрышный вариант — фейерверк на финальных аккордах (а к тому моменту на Патриарших уже совсем стемнело) включен в партитуру.
Конечно, современные ритмичные авторы-минималисты (помимо музыки Карманова в программе еще была зажигательная пьеса «Road Movies» его американского коллеги Джона Адамса) — наиболее гармоничные участники такого рода историй. Но и ранимую барочную фразировку «Персимфанс» не испугался соединить с демократичной подзвучкой. Все-таки сочинением, давшим название мероприятию, является «Музыка на воде» Генделя, один из первых опусов для опенэйров в истории музыки. Многочисленные номера из нее прослаивали всю программу, сообщая ей усадебно-дачное звучание, а в промежутках ведущий Илья Кухаренко рассказывал на весь квартал про барку с музыкантами, плывущую в 1717 году по Темзе и играющую специально для этого сочиненную Генделем сюиту, которая так понравилась Георгу I, что он пожелал ее прослушать в тот день еще три раза.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241909Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249743Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416398Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202417069Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419785Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420612Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425711Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425886Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427221