24 сентября 2015Академическая музыка
193

Замахнулись на Рихарда нашего Вагнера

«Золото Рейна» в постановке Йохана Симонса и Теодора Курентзиса на Руртриеннале

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_picture© Michael Kneffel / Ruhrtriennale

Уж с кем с кем, а с Вагнером Теодор Курентзис в сознании его многочисленных поклонников и противников — прежде всего, российских — никак не монтируется. А для немецкой публики приглашение экстравагантного грека с российским паспортом (хоть не совсем здесь неизвестного, но все же чужака) поработать с «нашим всем» — это вообще вызов. Но, собственно, на то и Руртриеннале, что здесь не принято искать очевидные решения. Тем более для одного из центральных событий нынешнего фестиваля — постановки «Золота Рейна», первой части вагнеровской тетралогии.

Продолжения в виде «Валькирии», «Зигфрида» и «Гибели богов» вроде пока не запланировано. Для самого нетрадиционного оперного пространства, какое только можно представить (Руртриеннале, некогда придуманная Жераром Мортье, заполняет музыкой, театром, танцем и самыми смелыми их сочетаниями грандиозные заброшенные индустриальные помещения Рурской области), достаточно этой, самой короткой (всего 2 часа 45 минут) и самой социально-критической вагнеровской серии.

«Анти-Байройт» — такое намерение витает в воздухе еще до того, как начинают плескаться знаменитые вступительные 136 тактов ми-бемоль мажора. Вокруг — захватывающие дух индустриальные ретрокрасоты Jahrhunderthalle («Зала столетия»), куда собирается модная моложавая публика, более пригодная для актуального перформанса, чем для оперного события. Прямо у ног первого ряда — водоем, неглубокий, но достаточный, чтобы искупать по ходу дела тех действующих лиц, которым по сюжету приходится побарахтаться в социальном низу. Три дочери Рейна (Анна Паталонг, Доротья Ланг, Юргита Адамоните) сразу выходят в элегантных резиновых сапогах, остальные справляются с мокрыми обстоятельствами кто как, но дрызготня стоит страшная, певческие фобии про больное горлышко голландский режиссер-левак Йохан Симонс — он же новый интендант фестиваля — отправляет куда подальше. Особым актерским бесстрашием выделяется Ли Мелроуз (Альберих), которому довольно долго приходится валяться в луже под грудой женских тел, живых и искусственных, разной степени обнаженности.

© Michael Kneffel / Ruhrtriennale

В фабричном поднебесье висит остов чего-то благородно-буржуазного (сценограф — Беттина Поммер). На фоне этой современной Валгаллы фигурирует высшее сословие: вальяжный Вотан за столиком кафе (могучий Мика Карес, он был год назад в пермском «Дон Жуане» Командором), его затюканная, но добротно одетая жена Фрика (Мария Риккарда Весселинг), богиня молодости Фрейя в многообещающем латексном неглиже (Агнета Айхенхольц). Им беззвучно прислуживает стильный, видавший виды официант, в середине спектакля оказывающийся пылким драматическим артистом Штефаном Хунштайном, который разражается обличениями уже современного, не вагнеровского капитализма.

Оппозиционное выступление, текст которого, как говорят, сочиняли на пару Симонс с Курентзисом, вставлено в то место оперы, когда Вотан с Логе (Петер Брондер) в поисках золота спускаются на нижний, пролетарский, этаж под звуки наковален. Революционер Вагнер ввел этот немузыкальный инструмент в состав симфонического оркестра, постановщики рурского спектакля пошли дальше и постарались сделать встречу публики с прекрасным максимально дискомфортной. Актер-официант кричит, оркестр, за исключением наковален, останавливается, Курентзис вместе с частью оркестрантов, вооружившись молотками, сбегает со сцены и начинает очень громко колошматить по чему-то железному, сотрясая устои, как он это любит. Привлеченный к «антибайройтскому» проекту финский электронщик Мика Вайнио тоже вносит свои пять копеек. Публика толерантно терпит, пока все вернутся на сцену и продолжат вагнеровскую притчу. А в финале спектакля устраивает стоячую овацию.

© Michael Kneffel / Ruhrtriennale

Но не только такими силовыми методами расширенный состав оркестра MusicAeterna (пермяки плюс сочувствующие) становится едва ли не главным участником представления. Даже зрительно он на самом видном месте — на приподнятой сцене, между пролетарской лужей и буржуазной Валгаллой. Туда-сюда вверх-вниз то и дело перемещаются певцы. Курентзис в брутальных башмаках танцует за пультом в самом эпицентре событий, периодически затмевая своим по-барочному бурлящим оркестром все происходящее вокруг. Вагнер вывернут наизнанку. Подзвучка невероятного качества (да-да, нечего кривиться, без подзвучки там никак), позволяющая певцам появляться в любой точке Jahrhunderthalle, быть совсем вплотную к зрителю или на уровне многоэтажного дома, — это тоже «анти-Байройт», довольно фантастический, потому что тембр и индивидуальность звука остаются, а пространство как бы исчезает. Для вагнеровских пуристов все это, конечно, против шерсти, но вряд ли это они заполняют бохумский зал на семи представлениях «Золота Рейна», последним из которых Руртриеннале завершается 26 сентября.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244799
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246351
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412955
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419440
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423536
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428827
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429505