Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244927Не заладилось у Большого театра с драматическими режиссерами, курс на которых взял директор Урин. Следующий опыт после «Кармен» Алексея Бородина на основной сцене — «Иоланта» Сергея Женовача, еще один оперный дебют уважаемого и заслуженного человека. И опять это никак нельзя назвать успехом.
«Иоланта» — опера небольшая, поэтому ее обычно дают вместе с еще чем-нибудь одноактным. Например, в мадридской постановке Селларса/Курентзиса, первоначально ожидавшейся и в Москве, ее соединили с «Персефоной» Стравинского. Сам Чайковский задумывал ее и писал практически одновременно с балетом «Щелкунчик». Именно такой парой эти два сочинения пойдут скоро в Парижской опере в спектакле Чернякова (он режиссер и оперы, и балета — при наличии пяти хореографов).
Большой театр и режиссер Женовач придумали формально похожий вариант — «Иоланте» предшествует симфоническая сюита из «Щелкунчика», не отделенная антрактом, а позиционируемая как начало истории про слепую девушку. Она играется оркестром в яме, при открытом занавесе. На сцене на весь вечер уже установлена декорация Александра Боровского, не предполагающая никаких разночтений: слева темень, справа свет. В темноте, среди установленных там черных оркестровых пюпитров, назначение которых так и не проясняется до конца спектакля, живет в одиночестве главная героиня. Там, без слов, пения и сюжета, пока не отзвучит «Щелкунчик», ей надо продержаться приличное время, где-то полчаса. Это непросто и совсем неинтересно. Она слоняется туда-сюда, временами заламывая руки. С каждым новым балетным хитом обнаруживается провальность идеи. Публика в замешательстве. Потому что вообще непонятно, что происходит, хлопать или нет. Вроде и музыка знакомая, и Новый год скоро, но не танцуют. Тут надо заметить, что предчувствие слушательских реакций и манипулирование аплодисментами — особенно когда речь идет о суперхрестоматийной музыке, о вот этой вот сцене и вот этой вот публике — тоже входит в компетенцию режиссера.
Возможно, какое-нибудь чудо сотворил бы Владимир Федосеев, на которого делал ставку Большой театр, но маэстро-патриарх сошел с дистанции за неделю до премьеры, вместо него за пультом — молодой Антон Гришанин, у которого оркестр звучит интеллигентно, неброско, с каким-то даже винтажным ароматом, но явно не провоцируя на восторги.
Когда наконец начинается опера, белая половина сцены заполняется не очень убедительной аморалкой: подруги Иоланты старательно веселятся, пьют шампанское, сидят на коленях у артистов миманса с музыкальными инструментами в руках и всячески демонстрируют, как их тоскливая соседка им надоела. Собственно, на этом режиссерская активность довольно неожиданно и заканчивается, шаловливые оркестранты исчезают навсегда, девушки остепеняются, кормилица Марта как ни в чем не бывало возвращается к своему мужу Бертрану, а спектакль превращается в концерт в костюмах с некоторым намеком на условный театр. Дальнейших событий в нем так мало, что над каждым есть время подумать. Например, зачем Водемону лезть на стул с двумя свечками в руках или куда ему уже наконец поставить выданную Иолантой бутылку, с которой он так смешно смотрится во время пения? Почему женщины едва одеты, а мужчины в свитерах грубой вязки? И любовная, и медицинская истории проходят почти полностью бесконтактным способом. Впрочем, Водемон все-таки заходит на половину Иоланты и дарит ей цветы. Финальное прозрение сопровождается белым задником, на фоне которого остается кусочек черноты с так и не пригодившимися пультами. Как говорится, все кончилось хорошо, но осадок остался.
Ощущение недоумения остается в зале до самого конца, сказываясь и на неуверенных хлопках после арий, хотя состав солистов (и не один) — как раз сильная сторона этой продукции. Хороша Иоланта в исполнении артистки Молодежной оперной программы Екатерины Морозовой, ее несостоявшийся жених Роберт (Игорь Головатенко) — вообще подарок, состоявшийся жених Водемон (Олег Долгов) показал сомнительное пиано на верхних нотах, но в остальном был молодец, держал марку старожил театра Вячеслав Почапский в роли короля Рене. Но вопрос, повисший в воздухе, так и остался без ответа. Что, собственно, нам хотели сказать? Сказкой для детского просмотра «Иоланта» уже перестала быть. Но никаким взрослым высказыванием так и не стала.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244927Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246483Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413073Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419557Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420225Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422874Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423633Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428805Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428936Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429590