СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241247Премьера колонки на COLTA.RU: лауреат Премии Сергея Курехина Станислав «Hmot» Шарифуллин мониторит новую электронную (и не только) музыку.
Наши органы чувств порой выдергивают самую неожиданную деталь из перенасыщенного информацией медиапространства. Так, однажды во время очередного блуждания по зарубежным блогам глаз зацепился за родное (пусть и написанное латиницей) слово «udacha». Мгновенное исследование позволило сразу выявить три любопытных факта:
1) «Удача» — это лейбл;
2) «Удача» — это лейбл из города Долгопрудный, что в Московской области;
3) Прослушанные отрывки звучат вроде как неплохо.
Со временем это «вроде как неплохо» переросло в «чертовски хорошо», а затем как-то незаметно перешагнуло на знакомый каждому неравнодушному к музыке человеку уровень: «я буду голодать, но соберу всю дискографию на виниле». Тогда в каталоге Udacha было всего три пластинки, сейчас готовится к выпуску восьмая, и уже смело можно говорить о том, что подмосковный лейбл прочно встал на ноги.
В метафорическом смысле музыка «Удачи» мгновенно располагает к себе: простота и открытость соседствуют здесь с особым джентльменским шармом, этакой интеллигентной ненавязчивостью. У этой музыки хорошие манеры — она не хватает вас за руку и не тащит на танцпол, не вываливает вам на головы ворох собственных проблем, заставляя нехотя сопереживать; музыка «Удачи» вызывает доверие — прежде всего, это интересный собеседник и отличный компаньон.
Не может не радовать и то, что продукция лейбла завоевывает все больше симпатий как в России, так и на Западе. Колумнисту не обязательно быть объективным, подумал я и поэтому не постеснялся поделиться своей радостью с Алексеем Каликом, руководителем «Удачи».
«Да, все это очень неожиданно и приятно! — разделяет мои эмоции Алексей, он же А5, по совместительству один из ключевых музыкантов собственного лейбла. — Мы периодически получаем письма от разных людей, которые говорят нам, что мы делаем хорошее дело, чтобы мы ни в коем случае не останавливались. Это значит, что мы движемся в правильном направлении».
«Мне кажется, что идея об открытии собственного лейбла находилась в моей голове всегда».
Спрашиваю, какое именно направление Алексей имеет в виду и не связано ли возросшее внимание к лейблу из Долгопрудного с глобальным ростом интереса к необычной хаус-музыке — подразумеваю ажиотаж вокруг последних работ Huerco S, Actress, Madteo и прочих их коллег.
«Не думаю, что мы попали в какой-то тренд, — остается на этот раз при своем мнении подмосковный музыкант. — Скорее мы сами по себе. Мне даже сложно однозначно определить наш стиль. Наверное, в большинстве случаев это все-таки такой своеобразный хаус — местами глубокий, местами психоделический, местами еще какой-нибудь. Вообще я бы сказал, что музыка на лейбле достаточно разноплановая. Хотя она так или иначе объединена общей философией, если, конечно, можно так выразиться».
У этой музыки хорошие манеры — она не хватает вас за руку и не тащит на танцпол.
Определенная философия в записях «Удачи» действительно прослеживается — ровно настолько, насколько это вообще применимо к музыке. Яркие, стилизованные под детское творчество рисунки на «яблоках» пластинок «Удачи» лениво прокручиваются вокруг своей оси, а доносящийся из наушников звук рождает соответствующий ассоциативный ряд: тепло, дружеская атмосфера, домашний уют и пушистый кот как неотъемлемый атрибут этого самого уюта. Делюсь с Алексеем своими впечатлениями и на этот раз получаю утвердительный ответ: «Ты все очень точно прочувствовал! “Удача”, конечно, имеет свою концепцию, только вот мне сложно ее описывать — по-моему, ее просто нужно услышать, понять, ознакомившись с нашими релизами».
Необычные «яблоки» «Удачи» тоже отвечают за создание атмосферы: «Когда мы начинали, мне хотелось, чтобы на пластинке обязательно присутствовал рисунок и чтобы он был такой же важной и неотъемлемой ее частью, как и музыкальное содержание. Понимаешь, чтобы все это было сильно связано между собой. Поэтому к оформлению мы подошли с большой любовью. Главная по этому вопросу у нас Оксана Корычева, она рисует все мелками и пастелью. Получается очень тепло, прямо согревает душу».
«Сейчас мне кажется, что идея об открытии собственного лейбла находилась в моей голове всегда, — продолжает рассказывать Алексей. — Просто в один прекрасный момент выполнились все условия: я подобрал музыку для предстоящих релизов, определился с названием, достиг договоренности с дистрибьютором — DBH Music из Франкфурта. У меня выходили две пластинки на немецком лейбле Rawax, а у этих контор общий хозяин, Роберт Древек, сейчас он и остальные ребята здорово помогают нам с лейблом. А самое интересное, что все сложилось буквально за один день. Бац — и готово!»
Помимо этих двух пластинок на Rawax в личной дискографии А5 насчитывается еще примерно с полдюжины любопытных записей. На вопрос о том, как он вообще пришел к этому специфическому роду занятий, подмосковный музыкант отвечает с явным воодушевлением: «Я родился во Владивостоке и начал проявлять интерес к музыке еще в школе. В то время мы с моими друзьями были фанатами Nirvana (и остаемся ими до сих пор), у нас даже была своя группа. Я тогда жил в военном городке, и у нас был доступ в Дом офицеров, где хранились музыкальные инструменты и все необходимое оборудование. Потом это увлечение плавно перетекло в интерес к брейк-дансу и соответствующей музыке. Как-то раз ко мне в руки попал диск с миксом от Da Boogie Crew, на обложке которого была нарисована «вертушка» Technics SL1200. Картинка с проигрывателем, равно как и сам микс, подействовали на меня каким-то странным образом, и вот примерно с тех пор я большой поклонник винила и всей этой культуры».
«Я очень надеюсь на то, что мое будущее будет связано с музыкой навсегда, — добавляет Алексей. — К сожалению или к счастью, но это чуть ли не единственное, чем мне по-настоящему нравится заниматься».
«Просто все удачно сложилось».
Мы возвращаемся к разговору о лейбле. Даже при беглом знакомстве в глаза сразу бросается достаточно необычный состав музыкантов — по большей части они русские, причем в основном начинающие, пока еще малоизвестные. «Я не старался делать упор на наших ребят, просто так получилось, что музыка, которая мне была нужна, шла именно от русских музыкантов, — поясняет руководитель «Удачи». — В действительности процесс отбора музыки до банального прост. Как правило, мне на глаза попадается тот или иной материал на SoundCloud, и если я понимаю, что это то, что я хочу выпустить на лейбле, я связываюсь с человеком и предлагаю сделать пластинку. В планах на будущий год у нас выпуск сольного релиза хорватского музыканта Cuisine Dub, пластинки от наших ребят из Санкт-Петербурга и Калуги, третья часть сборника, где будет присутствовать очень интересный музыкант из Кореи, — в общем, планов хватает!»
Напоследок я не могу не задать Алексею вопрос, так раздразнивший мое любопытство при первом знакомстве с лейблом: почему все-таки «удача»? «Название пришло в голову само и сразу мне понравилось, — следует очередной прекрасный в своей прямолинейности ответ. — Просто все удачно сложилось».
Задача выбрать пять номеров из каталога «Удачи» была изначально обречена на провал. Во-первых, каждая пластинка рассказывает свою собственную историю с завязкой, сюжетом, кульминацией — в общем, со всем полагающимся. Во-вторых, при таком подходе что-нибудь любопытное обязательно окажется за бортом, ведь проходных записей здесь просто нет. В нашем случае в этот мини-обзор не попали, например, интереснейшие компиляции (которые, впрочем, можно прослушать на официальной страничке лейбла и составить собственное мнение). Тем не менее ни в коем случае не проходите мимо следующих пяти пластинок:
Пластинка от руководителя лейбла, с которой, собственно, все и началось. Является ориентиром и своего рода мастер-классом по звуковому эксперименту и даже, если хотите, хаус-абстракционизму.
Дебют музыканта из Санкт-Петербурга, ранее известного разве что по совместной работе с украинским мастером жанра Vakula. Прелесть музыки Dices в деталях, ожидать здесь можно буквально чего угодно — от птичьего щебетания до африканских ритуальных напевов.
Под третьим порядковым номером за команду «Удачи» выступает коллектив из Екатеринбурга, записывающий свою музыку при помощи запредельного количества аналогового оборудования. Интересно, что именно после этой записи западные журналисты окончательно приклеили к подмосковному лейблу тэг dreamy house.
Пожалуй, самая динамичная запись в каталоге лейбла принадлежит перу немецкого музыканта Pjotr, еще одного резидента «Удачи», информация о котором в интернете практически отсутствует. Пока известно лишь то, что в свое время он издавал пластинку под маркой Ethereal Sound, а это детище еще одного русского музыканта, Антона Запа.
Еще одна дебютная запись из питерского музыкального андеграунда: исключительно психоделическая, замешенная на джазе и любопытных ритмических конструкциях работа. Обязательно обратите внимание на третью дорожку, «Fantasy Set».
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241247Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249437Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416084Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202416826Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419515Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420389Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425431Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425634Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202426972