Незваный ГОСТ

Новый московский лейбл ГОСТ ЗВУК ищет национальную идентичность в танцевальной музыке и баланс между красотой и пошлостью

текст: Станислав Шарифуллин
Detailed_picture 

Лауреат Премии Сергея Курехина Стас «Hmot» Шарифуллин мониторит новую электронную (и не только) музыку.

Сегодня официально стартует лейбл ГОСТ ЗВУК — еще одна площадка, призванная поддержать отечественных музыкантов и продолжить постепенно формирующиеся традиции местного электронного андеграунда: виниловые пластинки, которые издаются ограниченным тиражом, недоступная в «цифре» музыка и все то, что идет с этим рука об руку.

Вместе с основателем лейбла Ильдаром Зайнетдиновым, известным под псевдонимом Lowbob, Стас Шарифуллин разбирался, в чем разница между андеграундом и авангардом, где нашим музыкантам искать национальную идентичность и что общего у танцевальной музыки с симфониями Шостаковича.


Первую пластинку ГОСТа записал Алексей Никитин, он же Nocow, — музыкант из Санкт-Петербурга, в этот раз выпускающийся под своим настоящим именем, чтобы поддержать концепцию лейбла.

— Давай начнем с терминологии. Что вообще есть андеграунд?

— Знаешь, понятие размыто, но его суть как-то считывается. Если это музыка — то для небольшой тусовки, где нет стремления понравиться абсолютно всем и, например, покорить MTV. Что-то вроде: «Нам хорошо в своем мире, и если нам с вами по пути — добро пожаловать на борт!» При этом никто сознательно не огораживается, все происходит естественно; ты создаешь свой собственный мир просто потому, что тебе нравится создавать миры. А потом приглашаешь заглянуть в него тех, кому это может быть интересно. Если в конечном счете этим миром заинтересуется абстрактное MTV — почему бы и нет.

— А что плохого в том, чтобы нравиться всем?

— Просто в таком контексте к этому никто сознательно не стремится. Есть какая-то черта, за которой начинается массовая культура и за которой совсем грустно. Часто подвальные музыканты ее пересекают и уходят в дикий мейнстрим, но часто бывает и наоборот — когда артист пишет музыку просто потому, что не может ее не писать; гнет свою линию. Я думаю, последний альбом Omar S как раз про это. Наверное, звучит немного странно, но я за то, чтобы андеграунд оставался андеграундом, со своей аудиторией. Таким мини-клубом по интересам, который в глобальном масштабе вполне может превратиться в большую семью.

Андеграунд не претендует на решение сверхзадач, ему просто комфортно на райончике со своими пацанами.

— То есть это про элитарность?

— Ну да, только это скорее такая маргинальная элитарность. Ты должен пройти путь, как и все мы, и никто его за тебя не пройдет. Не потому, что все вредные, а потому, что это так работает — ты должен сам пропустить через себя всю историю.

— В чем, по-твоему, разница между андеграундом и авангардом?

— Андеграунд в моей личной системе координат — это про естественный таргетинг нишевого сегмента, а авангард — про свежую мысль или интересную комбинацию чужих идей в новый продукт. То есть в первом случае намеренно выбирается ниша — свое окружение. А для второго, я бы сказал, конечная аудитория не так принципиальна, это скорее выстрел в воздух. Андеграунд не претендует на решение сверхзадач, ему просто комфортно на райончике со своими пацанами; его главная цель — оставаться честным с самим собой. Ну а авангарду приходится иметь дело с узкой аудиторией по умолчанию — действительно мыслящих людей, открытых новому, очень мало.

— То есть сегодня, получается, массовая культура победила? Музыка уже не способна изменить мир?

— Я считаю, что музыка не имеет решающего значения в жизни общества. Это может быть обидно и неприятно для кого-то, но это нужно признать. Музыка не ответит на вопросы бытия и не удовлетворит базовых потребностей, но она может как-то украсить твою жизнь, передать эмоции, которые нельзя передать никакими другими средствами, и так далее. В этом контексте она, конечно, меняет мир. И здесь я не вижу никакого поражения или застоя, наоборот, сплошной прогресс.


— В чем этот прогресс выражается?

— Техническая революция плюс доступность информации дают возможность каждому показать миру то, на что он способен и что собой представляет. Благодаря этому мы получаем огромное количество новых музыкантов и композиторов, мыслей и идей. Я действительно считаю, что в целом дела у музыки сейчас как нельзя хороши. Постоянно происходит кипение, и тому множество примеров: эволюция дабстепа, взрывы бит-бэйс-сцены, тот же джук. На наших глазах рождаются и эволюционируют целые жанры. Время ускорилось.

Давай вернемся немного назад. Вот ты говоришь, что музыка не имеет решающего значения в жизни общества. Я сразу вспоминаю массу контрпримеров — например, «Ленинградскую» симфонию Шостаковича, которая стала чем-то вроде идеологического оружия во время блокады.

— Да, это очень важная функция, но она скорее утилитарная; вдохновить и отвлечь. Считай, для этого же люди приходят в клуб — переключиться, отдохнуть, оказаться в другом мире. Посмотри на Украину — какая там музыка, какие вечеринки?! Все отменили, потому что существуют проблемы гораздо важнее. Хотя вот дружественный нам лейбл Wicked Bass в пятницу бомбанул мероприятие — как думаешь, может, это уже показатель какой-то стабильности? 

— По поводу Украины. Вот недавно вышел сборник танцевальной музыки «Mir». Зачем он тогда вообще нужен, если не способен ничего изменить?

«Mir» — это демонстрация дружбы и сопричастности: «Мы, музыканты России, любим наших украинских коллег и дружим с ними; мы хотим мира на Земле, хотим писать свой музон, играть его и вместе тусоваться». Это сборник вне политики, он про любовь между двумя народами, которые по сути вообще один. Такой сборник не сможет остановить или, наоборот, развязать войну, это скорее выражение чувств.

В истории нашей страны много как красивого, так и уродливого.

— Кстати, о «русскости». Вот эстетика твоего лейбла — она российская или скорее советская?

— Определенно российская. В истории нашей страны много как красивого, так и уродливого. Само понятие ГОСТа в его изначальном значении — это правила и бюрократия, какая-то диктатура. Но, с другой стороны, это гарантия качества. В общем, хотелось бы найти вот этот баланс между красотой и пошлостью, а получится ли — там посмотрим. Мне кажется, что сегодня у нас размыта национальная идентичность, и в музыке это особенно заметно. Будто бы нам не за что зацепиться, хотя на самом деле этого «чего-то» — горы, просто надо все поднять и сделать «легитимным».

— Визуальная часть — кириллица в оформлении пластинки и прочее — здесь тоже играет важную роль?

— Конечно. Ну и лично для меня визуальная часть вообще очень важна. То, что красиво выглядит, обычно хорошо звучит. Например, Мэдлиб не стесняется рассказывать о том, что частенько выбирает пластинки по обложке. И в этом плане мне очень повезло работать со своими парнями с Vav Street — мы вместе уже много лет и быстро понимаем, как то или иное музыкальное высказывание должно быть подано визуально. Например, начать нам хотелось с максимально простого образа — тупого, как молоток; чтобы не было ничего, кроме музыки и понимания того, где именно она была произведена. Отсюда и кириллица. Кстати, на нее мне открыли глаза еще в начале 2000-х, наша граффити-команда «Зачем!». В то время, когда все вокруг активно копировали Европу и США, они показали, как красиво и осознанно может выглядеть работа с кириллическим алфавитом. Наш следующий релиз будет в какой-то степени более «русским», но опять же лубок — не самоцель.

— Тогда в чем цель ГОСТа как лейбла?

— Продемонстрировать локальный срез актуальной композиторской мысли (смеется). Показать, что у нас есть свои таланты, видение, история и культура и что это отражается в музыке. Серьезно, я считаю, что у нас очень много крутых ребят, и в мире нашу сцену все больше узнают и начинают уважать. И это только начало.

Пластинку «ГОСТ001» с музыкой Алексея Никитина можно приобрести на Juno.

Следующий релиз ГОСТа выйдет в мае этого года; на этот раз лейбл будет представлять проект АЭМ «Ритм-Каскад». Аббревиатура в названии расшифровывается как «ансамбль электронной музыки»; впрочем, это инициатива одного человека — петербуржца Евгения Фадеева, также работающего под псевдонимами Flaty и Dada Ques. 

Слушать ГОСТ002: АЭМ «Ритм-Каскад»


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241246
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249437
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416084
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420389
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425634
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426972