Монстры рока

Музыка для Хэллоуина: дьявол, лешаки, богиня секса и черная магия в диких хитах русского тяжелого рока

текст: Денис Бояринов

Первые монстры рока завелись в СССР в самом начале 1980-х. Будущие профессиональные хард-рокеры «Круиз», где блистал гитарист и певец Валерий Гаина, дебютировали в год московской Олимпиады и за год стали одной из главных рок-групп Союза. Пионеры русскоязычного хеви-метала — группа «Август» была основана клавишником «Россиян» Олегом Гусевым в 1982-м, то есть всего на год позже Ленинградского рок-клуба. Короли трэша и угара «Коррозия металла», появившиеся в 1984-м, приходятся ровесниками «Алисе» и «Браво» и первый концерт дали в преддверии знаменательного Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1985 г. (но им удалось сыграть всего четыре песни, пока их не сняли со сцены).

Когда перестройка сняла вето с русского рока, группы, игравшие хард-рок и хеви-метал, стали множиться с невероятной быстротой, поскольку на Западе этот жанр переживал коммерческий расцвет. Перед российскими рокерами замаячили перспективы заграничных туров и зарубежной карьеры, и в новую веру стали перекрещиваться профессиональные музыканты, которые могли играть что угодно — от песен советских композиторов до инструментального джаз-рока. Почувствовав спрос, фирма грамзаписи «Мелодия» стала энергично издавать пластинки местных металлистов, и они не залеживались на прилавках — например, дебютный альбом звезд советского хеви-метала «Черного кофе» «Переступи порог» к 91-му году был напечатан и продан тиражом в два миллиона экземпляров.

31 августа 1989 года на череповецком стадионе «Металлург» прошел первый фестиваль Monsters of Rock USSR, хедлайнерами которого были «Ария», «Мастер», «Черный кофе» и «Алиса». На мероприятии побывало 15 тысяч человек, что наверняка до сих пор остается рекордом посещаемости музыкальных шоу в 300-тысячном Череповце. Сделав ставку на новый взлет популярности тяжелого рока, пионер российского шоу-бизнеса Борис Зосимов, позже открывший российскую версию MTV, решил планомерно продвигать отечественный металл под брендом «Монстры рока СССР». Собрав пул из известных и молодых групп («Круиз», «Мастер», «Ария», «Черный кофе», «Маркиза» и «Джокер»), Зосимов провел одноименные фестивали в Москве и Ленинграде. В его наполеоновских планах была массированная экспансия русского металла на западный рынок, но не случилось. Единственным триумфом «Монстров рока» стал чудом проведенный сразу же после августовского путча 91-го грандиозный фестиваль в Тушине, на котором выступили AC/DC, Metallica, Pantera, Black Crowes и единственные русские — «Э.С.Т.». Это мегадейство вошло в историю рок-музыки 700-тысячной толпой (по другим оценкам, на поле собралось чуть ли не 1,5 млн зрителей) и ее стычками с милицией.

По большому счету, у бурного взрыва российского тяжелого рока, случившегося в конце 1980-х, был невеликий выхлоп: тушинские «Монстры рока», мимолетный успех группы «Парк Горького» в американском чарте, нержавеющая с годами группа «Ария» и макабрические пластинки советских металлистов, до сих пор встречающиеся на блошняках и виниловых барахолках. Переслушав ящик таких пластинок, ко Дню всех святых я собрал дикий плейлист из прекрасных и ужасных образцов российского тяжелого рока с 1986 по 1993 год.


Трек-лист
  • «Диалог» — «Красный рок»
  • «Статус» — «Лешаки»
  • «Черный кофе» — «Владимирская Русь»
  • «Тяжелый день» — «Берегись жала»
  • «Коррозия металла» — «Дьявол здесь»
  • «Железный поток» — «Эмбрион»
  • «Э.С.Т.» — «30 ХГСА»
  • «Маркиза» — «220 вольт»
  • «Мастер» — «Воля и разум»
  • Игорь Романов и «Союз» — «Племена»
  • «Черный обелиск» — «Стена»
  • «Круиз» — «Дальний свет»
  • «Демарш» — «Свободная любовь»
  • «Рондо» — «Богиня секса»
  • «Джокер» — «Магия»
  • «Холостой выстрел» — «Тотальный исход»

Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241349
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249462
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416113
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420414
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425660
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426997