17 ноября 2016Современная музыка
259

Хетер Ли: «Я просто подчиняюсь»

Певица и исполнительница на педальной стил-гитаре — о работе с патриархом фри-джаза Петером Брёцманном и о загадочной музыке

текст: Григорий Дурново
Detailed_picture© Peter Gannushkin

25 ноября в Культурном центре ДОМ выступает один из самых известных деятелей европейского фри-джаза, саксофонист, лидер многочисленных проектов свободной импровизационной музыки Петер Брёцманн, недавно отметивший 75-летие. Концерт пройдет в двух отделениях, сильно различающихся по музыкальному содержанию. Второе отделение будет отдано трио Брёцманна с двумя британскими музыкантами — контрабасистом Джоном Эдвардсом и барабанщиком Стивом Ноублом. В первом же отделении со знаменитым саксофонистом сыграет американка Хетер Ли, певица и исполнительница на педальной стил-гитаре. До знакомства с Брёцманном Ли тоже занималась свободной импровизацией, но с музыкантами несколько иного круга — американцами, пришедшими в этот мир в основном из мира экспериментального рока. В прошлом году Хетер Ли выпустила сольный альбом «I Abused Animal». Педальная стил-гитара представляет собой один или два гитарных грифа не менее чем с десятью струнами каждый, лежащих на специальном столике перед исполнителем, который играет на них, скользя по струнам слайдом — цилиндрическим предметом, надетым на палец. Для изменения строя инструмента используются ножная педаль и коленные рычаги. Впрочем, Хетер Ли прибегает и к другим способам звукоизвлечения.

— В чем особенность вашего дуэта с Петером Брёцманном, если сравнить с другими ансамблями, играющими импровизационную музыку, в которых вы участвуете?

— Я люблю странные сочетания инструментов, духовые очень интересно акустически взаимодействуют с педальной стил-гитарой. Звук педальной стил-гитары хорошо сливается со звуком духовых. Мы изучаем крайние проявления по части громкости, пространства и ритма. При этом в нашей музыке всегда есть блюзовая форма. Это не фри-джаз. Думаю, нам обоим нравится противостоять ожиданиям, особенно в импровизационной музыке, где есть узнаваемые приемы, которые мы оба терпеть не можем, так что мы стараемся избегать попадания в эти ловушки и играть, исходя прежде всего из того, что мы чувствуем. Вспоминаю уикенд в Кракове, где мы записывали альбом «Ears Are Filled with Wonder». Я сказала Брёцманну: «Знаете, я никогда не училась музыке, я не умею читать ноты». Он меня перебил: «А я даже не могу сказать, какая нота звучит!!!» У нас сразу же возникло взаимопонимание. А поскольку, играя музыку, мы исходим из принципа полной свободы, нас не стесняют узы жанра или традиции, думаю, это позволяет нам совершать прорывы и находить новые подходы в игре друг друга. На сцене мы всегда решаем сложные задачи, иногда даже ведем битву. При этом все происходит естественным и очень удобным образом, так что мы можем глубоко погружаться в музыку и продолжать открывать что-то новое. Мы оба полностью готовы двигаться туда, куда ведет нас музыка, и находить то, что можем. Как всегда говорит Брёцманн, «будем пробовать».

Это не фри-джаз!

— После того как вы начали работать с Брёцманном, вам случалось играть и с некоторыми его регулярными партнерами. Отличается ли то, как вы работаете с ними, от того, как работаете с другими музыкантами? Например, играть с Крисом Корсано (американский барабанщик, участник различных ансамблей, исполняющих экспериментальный рок, а также камерных импровизационных ансамблей, сотрудничал с Бьорк. — Г.Д.) — то же, что с музыкантами из круга Брёцманна?

— Не то же. Мы с Корсано первоначально играли дуэтом. И предыдущие проекты, в которых я участвовала, были в основном дуэтами. С партнерами Брёцманна я играла в ансамблях побольше. Кроме того, Корсано относится примерно к такому же андеграундному сообществу, что и я, — это музыканты и художники с северо-запада Соединенных Штатов, которые выступают на одних и тех же площадках, сотрудничают друг с другом и ценят нелегальные записи. Интересно, что с саксофонистом я впервые играла, когда вместе с Кристиной Картер выступила с Крисом Корсано и Полом Флаэрти (Пол Флаэрти — саксофонист, играющий свободную импровизационную музыку, Кристина Картер — гитаристка, основательница группы Charalambides, сочетающей элементы фолка, психоделии и импровизационной музыки. — Г.Д.). С Кристиной Картер я в то время играла дуэтом, который назывался Scorces. Этот совместный проект возник, когда наши дуэты приняли участие в Brattleboro Free Folk Festival в 2003 году. Напрашивался вопрос, он чувствовался в публике и среди других музыкантов: как этот союз мог функционировать? Ведь звучание у наших дуэтов такое разное. Тем не менее все получилось лучше, чем мы могли предполагать, ИМЕННО потому, что мы такие разные. Возможно, в этом смысле сходство с работой с Корсано имеется. Но когда играешь с музыкантами вроде Уильяма Паркера (американский контрабасист, участник и лидер огромного числа импровизационных проектов, один из организаторов фестиваля искусств The Vision Festival в Нью-Йорке. — Г.Д.), который принадлежит к джазовой традиции, уходящей вглубь десятилетий, — это как будто попадаешь в другой мир. Хотя Паркер, Макфи (Джо Макфи — саксофонист, исполнитель на карманной трубе, патриарх современной импровизационной музыки. — Г.Д.) и другие музыканты, с которыми я играла вместе с Петером, были удивительно открыты к взаимодействию со мной, мы слушаем друг друга и вместе решаем, что мы можем сделать. После концерта в Кракове Петер сказал мне: «Мне кажется, мы все можем многому научиться у вас». Я была очень тронута. Думаю, он имел в виду, как хорошо, когда к ансамблю присоединяется человек, не принадлежащий к твоему миру, и предлагает новое звучание на странном инструменте (он иногда называет его дурацким инструментом, это его специфический юмор). Меня потрясает, что я играю с этими музыкантами, которых так уважаю и которых слушала еще в подростковом возрасте. Еще Брёцманн очень хорошо умеет собирать ансамбли, у него есть чутье, он понимает, что может сработать. Так что я стараюсь ничего не предлагать, а просто подчиняюсь тому, как он все организует. Один из моих любимых дуэтов, который он организовал, — с Тосинори Кондо (японский авангардный трубач, частый партнер американских и европейских звезд импровизационной музыки. — Г.Д.), мы очень хорошо подходим друг другу.

© Hans van der Linden

— Поете ли вы, когда играете с Брёцманном?

— Пока не пробовала. Мне нравится, что мне надо ограничивать себя только игрой на стил-гитаре в дуэте, заставлять себя быть инструменталистом. Иногда я немножко пою тихонько, так что, возможно, я смогу сделать пение более заметным, посмотрим.

— Воспринимаете ли вы голос как такой же инструмент, как стил-гитара?

— Да.

— На каких еще инструментах вы играли в последнее время?

— Только стил-гитара и голос.

Мы изучаем крайние проявления по части громкости, пространства и ритма.

— Почему вы выбрали педальную стил-гитару в качестве основного инструмента?

— В каком-то смысле, мне кажется, это она меня выбрала. Мне ее подарила другая исполнительница на педальной стил-гитаре. Это было в Техасе. Она увидела, как я играю слайдом (цилиндрический предмет, надеваемый на палец, чтобы водить им по струнам. — Г.Д.) на шестиструнной электрогитаре, подошла ко мне после концерта и посоветовала попробовать играть на педальной стил-гитаре. Она пошла дальше — подарила мне двенадцатиструнную MSA, на ней я играю до сих пор. Это дорогой инструмент, который требует глубокого погружения, если хочешь раскрыть его секреты. И, конечно, в тот период такое вложение я не могла себе позволить. Это был самый настоящий поворотный пункт в игре и в жизни. Я влюбилась в этот инструмент — в его размер, его энергетику, его бесконечные возможности.

— Работали ли вы с песенной формой до того, как стали записывать альбом «I Abused Animal»?

— Да. Песенная форма всегда была частью моей работы, хотя «I Abused Animal» — это уход от более спонтанного сочинительства, то есть теперь я работала над песнями и словами согласованно, такого раньше не было. При этом песни по-прежнему меняются каждый раз, как я их играю, — я делаю их длиннее, меняю ритм, даже слегка меняю слова или мелодию. Я не способна сыграть что-то абсолютно одинаково дважды, для меня это неестественно, и я хотела бы, чтобы так было и дальше.

— Используете ли вы какие-то элементы из ваших песен во время выступлений с другими музыкантами?

— Нет, когда я играю с другими музыкантами, я импровизирую. Сольная работа у меня стоит особняком от совместных проектов.

— Есть ли музыканты, с которыми вы мечтаете сыграть?

— Я очень хотела бы сыграть с Милфордом Грейвзом (американский барабанщик, игравший с ведущими деятелями фри-джаза; считается, что именно он первым в истории джаза освободил ударные от необходимости держать ритм. — Г.Д.). Но еще мне хотелось бы сыграть с кем-нибудь совершенно неожиданным, о ком я раньше даже не думала. Я никогда не ассоциирую себя с каким-то определенным жанром и хочу быть готовой к сюрпризам.

© Fabio Lugaro

— Какой из совместных проектов с вашим участием вы бы назвали самым удивительным, самым неожиданным, самым необычным?

— Дуэт с Петером Брёцманном подходит под все эти определения. У нас совершенно разный бэкграунд, я в два раза моложе его, педальная стил-гитара и саксофон — это очень странное, уникальное сочетание. И при этом с первого же раза, как мы сыграли вместе, между нами возникли взаимопонимание и музыкальная близость, которые продолжают раскрываться все время. Мы все время предлагаем друг другу новые возможности. У нас как-то был концерт, который мне не понравился, потом я обсуждала его с Брёцманном, и он сказал: «Не думаю, чтобы кто-нибудь из нас знал, что мы делали сегодня на концерте, и пока мы играли, мы задавались этим вопросом — и мне это ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ!» Мы все время стараемся открыть что-то новое в музыке. Наша музыка — сырая, уязвимая и, несмотря на то что мы целый год очень серьезно работали вместе, по-прежнему загадочная для нас обоих.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244877
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246436
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413029
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419517
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423597
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428901
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429555