5 октября 2017Современная музыка
323

«Би-2»: «У нас в рок-н-ролле наступил комендантский час»

Лидеры популярной рок-группы Лева и Шура Би-2 о новом альбоме «Горизонт событий», сотрудничестве с Oxxxymiron'ом и о том, какое сейчас настало время

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Би-2

«Би-2» выпустили новый альбом «Горизонт событий» — масштабное сочинение из 16 песен, где есть и нервные боевики, и трепетные баллады, и борщевой макабр, и кавер-версии любимых песен «Агаты Кристи» и «Мегаполиса». Помимо Левы и Шуры Би-2 на альбоме появляются американский бард-русофил Джон Грант, рэпер Oxxxymiron, хипстерская группа Mana Island и весь цвет русского рока — от Дианы Арбениной до Владимира Шахрина. Но что самое важное — на «Горизонте событий» успешная рок-группа, которая редко выходила из благостного состояния довольства жизнью, вдруг зазвучала не на шутку обеспокоенной происходящим и заговорила эзоповым языком подтекстов. Начав издалека, Денис Бояринов поговорил с Левой и Шурой Би-2 о том, что же с ними произошло.

— Лева, поздравляю вас с 45-летием. Я только что был на радиоэфире у Риты Митрофановой. Она передавала вам привет и просила спросить: сколько стоит привезти Alphaville на день рождения?

Шура Би-2: Ой, ну это подарок был. Некорректный вопрос. Вместе с Alphaville еще и группа «Альянс» выступала. Я попросил Игоря Журавлева (лидер «Альянса». — Ред.), чтобы он знаковый для нас альбом 1987 года сыграл в точности: в том же порядке и в том же звуке. Он сначала сказал: «Ты с ума сошел». Но потом достал откуда-то из гаража старый Ensoniq и драм-машинку, и это было очень круто!

Лева Би-2: Для меня любовь к музыке началась с новой волны. Флагманом для меня была группа Alphaville — естественно, были и Depeche Mode, и Duran Duran, и U2, и другие. Но в облаке любимых групп у меня нет деления по номинальной ценности. Они все для меня важны. Музыка Alphaville до сих пор живет в моей душе. Это не просто ностальгическое воспоминание. В том-то и была монументальность этого подарка, который сделал Шурик с моей женой и еще одним другом. Этот сюрприз чуть не разорвал мое сердце.

А группа «Альянс» была одной из тех русских групп, которые нас мотивировали заняться музыкой. Вместе с «Кино» и «Аквариумом».

— Почему для вас так важно, чтобы «Альянс» звучал как в 1987-м?

Лева Би-2: Потому что мы — поборники стиля, а не моды.

— А журналисты вас воспринимают по-другому. Вот, например, «Газета.ру», когда поздравляла вас с 45-летием, написала, что вы — «пенсионеры музыкальной моды».

(Смеются.)

Мы — обычные тупые музыканты, которых интересуют только девочки.

Лева Би-2: Самое главное для музыканта — найти свой стиль. Тогда можно использовать и модные элементы, которые появляются в музыке. Но при этом надо держаться своего стиля.

— В чем стиль группы «Би-2»? Его можно описать?

Лева Би-2: Он, по-моему, так и называется — стиль «Би-2» (смеется).

Шура Би-2: Мы нащупали свой стиль только спустя 10 лет после того, как начали заниматься музыкой. А с 1987-го по 1997-й были в поиске. Я помню момент, когда этот стиль выкристаллизовался, — когда мы в Австралии свели песню «Сердце». Мы мечтали о таком звуке голоса и гитар, мощных куплетах, спокойных припевах. Мы, в принципе, по сей день играем то же самое, только оборачиваем в другие звуки.

Лева Би-2: Нам очень повезло, что мы нашли свой стиль. У огромного количества групп это не получается. Но бесталанных людей не бывает, надо просто найти свое применение в жизни.

— Давайте поговорим о модных элементах на «Горизонте событий».

Шура Би-2: Фишка этой пластинки — прямая бочка почти во всех песнях. Когда мы в 2006 году записали песню «Дурочка», мы стали играть дэнс-панк на 120 ударов в минуту. Через 11 лет нам показалось, что надо играть медленнее — на 90 ударов в минуту, более гипнотически. Время сейчас такое.

Лева Би-2: Времена меняются. Появляются новые звуки, новые фишки. Мы не можем проходить мимо них. Надо развиваться — расти. Но все решает всегда песня. Она сама начинает диктовать, какую аранжировку ей делать. Я — синестет. Когда я приступаю к работе над пластинкой, я вижу перед собой полотно как у Поллока. Каждый цвет — это песня, а альбом — это картина. Я пишу альбом как картину. Я же ко всему прочему еще и рисовать умею.

Шура Би-2: А получается все равно Марк Ротко (смеется).

— Какой цвет преобладает на «Горизонте событий»?

Шура Би-2: А ты не видел обложку? Посмотри, и все поймешь. (Показывает картинку на телефоне.)

— Красный — это цвет опасности. Или для вас не так?

Лева Би-2: Отчасти так. Знаешь, объяснять смысл песни, альбома, обложки — неблагодарное занятие. Мы хотим оставить пространство для фантазии нашим слушателям. Нам интересно слушать и читать, что говорят о наших песнях. И критику мы нормально воспринимаем. Естественно, не в хамской форме.

— Вы сказали, что песни сами определяют, как их записывать и с кем сотрудничать. Почему вы позвали для записи песни «Пора возвращаться домой» рэпера Oxxxymiron'а?

Шура Би-2: Левчик меня познакомил с его творчеством где-то года полтора назад. Мы ехали куда-то на машине. Он мне поставил его песни со словами «этот чувак — новый Бродский». Мы вообще далеки от хип-хоп-культуры, нам ближе бристольский саунд — Трики, Massive Attack и т.д. Но этот парень меня впечатлил.

«Би-2» — «Пора возвращаться домой» (Lyric Video)

Лева Би-2: Мы договорились с ним о том, что сделаем совместную песню. Но еще не было понятно какую. Мирон ждал, когда мы сделаем с Янчиком (Ян Николенко — флейтист и соавтор песен «Би-2». — Ред.) первую половину песни — и она даст направление для его текста.

Шура Би-2: Он приехал в студию, когда у нас еще не было текста. Послушал музыкальную модель и — я первый раз такое видел — с ходу начал читать.

Так, как он читает, в нашей стране не читает никто. Он читает триолями. Когда я ему об этом сказал, он спросил: «Триоли? А че это такое?» (Смеются.)

Когда мы сводили эту песню, Бушби (Эдриан Бушби — постоянный саунд-продюсер «Би-2». — Ред.) чуть не повесился. Рэперы же читают под минималистичный звуковой ряд, а у нас там в песне — вал звука. Я говорю Бушби: ну вот смотри, референс — Linkin Park и Jay-Z. Он говорит: «Ага, Jay-Z. Твой же рэпер строчит как из пулемета». Эта песня год делалась. Мы потратили много времени на нее — еще ни одну песню так долго не сводили. Но получилось.

— Как сошлись ваши пути с Джоном Грантом?

Шура Би-2: Я пришел в «16 тонн» на его концерт и сначала офигел от того, что с ним играют музыканты, которых мы с Левчиком знаем еще по Австралии. Я пошел к нему знакомиться в гримерку после концерта и увидел, что он читает «Золотого теленка» на русском языке. Мне нужно было ему что-то показать — привлечь его интерес. Я показал ему песню «Иначе» — она ему понравилась, и он ее спел. А песню «Виски» Левчик писал для меня — и она не «Виски» должна была называться.

«Би-2» feat. John Grant — «Виски»

Лева Би-2: Я люблю работать с утра, и если у меня появляется какая-то идея, то я весь день на нее трачу и под ключ заканчиваю аранжировку. А вечером, когда я считаю, что картина песни понятна, я хочу ее тут же показать Шурику. Потому что первый приход от новой песни — это восторг и счастье, которые повторить невозможно. Я послал ее Шурику, а он, кажется, в нее не сразу въехал и спросил, про что будет эта песня, какой у нее будет припев, и я абсолютно от столба ему сказал первое, что пришло в голову: «какой русский не пьет виски», например. На что Шурик сказал: «А, ну тогда хорошо» (смеются).

Потом мы решили делать песню под Джона и наполнить ее всей российской клюквой. Клип задумывался как калейдоскоп стереотипов, связанных с Россией, а иностранец Джон Грант должен был играть русского. Мы уже должны были снимать клип, как режиссер Игорь Шмелев взбунтовался и предложил делать хоррор.

Шура Би-2: И мы хором сказали: «Да!»

Лева Би-2: Так что мы не планировали этот клип как провокацию. Не хотели вызвать скандал, затронуть острые темы.

— А скандал случился?

Шура Би-2: Судя по тому, что ни один телеканал этот клип не взял, а те немногие, кто взял, крутят поздно ночью, — да.

Я — синестет. Когда я приступаю к работе над пластинкой, я вижу перед собой полотно как у Поллока.

— Ну да, этот клип как бы сообщает, что в России едят людей.

Шура Би-2: Мы снимали просто хоррор.

Лева Би-2: Это история про двух авантюристов, которые приехали в деревню продавать паленый вискарь. Мы не настолько умные, чтобы зашифровать в видео столь сложный подтекст. Мы — обычные тупые музыканты, которых интересуют только девочки, а остальное, что нас интересует, запрещено. Мы — плохие парни. Шпана.

— Все подтексты в клипе — случайность?

Лева Би-2: Да. Вообще вся наша жизнь — это закономерная случайность или случайная закономерность.

— «Горизонт событий» получился, как мне показалось, самым обеспокоенным альбомом за всю дискографию «Би-2». Я выписал некоторые строчки. «Мы все время платим, а цены растут». «Здесь, как прежде, все не так, и никогда здесь не будет иначе». «Дни летят, а вам все по фигу».

Лева Би-2: Ну так и есть.

— А «вам» — это кому? Вы к кому обращаетесь?

Лева Би-2: Нам — всем. Мы не отделяем себя от нашего общества. Мы такие же, как и все. Это мы делаем нашу жизнь. Если на улице происходит что-то, что нас не устраивает, значит, мы сами в этом виноваты. Если ты хочешь что-то изменить, начинай с себя. Если у тебя что-то не получается, виноват ты сам.

— Но это, кажется, ваша старая точка зрения.

Лева Би-2: Нет, мы меняемся. Я даже пить бросил, чтобы у меня больше времени было заниматься творчеством.

— Почему вы с вашей любовью к коллаборациям и мощными связями еще не записали совместный трек с какой-нибудь известной иностранной группой или музыкантом?

Шура Би-2: Вот — Джон Грант.

— Вы его в России нашли.

Шура Би-2: Ну как в России, я его помню еще по группе The Czars.

Лева Би-2: Я себя причисляю к конъюнктурщикам, но к здоровым. У нас совместные проекты никогда не переходят грань коммерческого планирования. Я точно могу сказать, что успех песни или совместного проекта предсказать невозможно. Но если ты начинаешь что-то химичить специально, как правило, это ни к чему не приводит. Все должно происходить естественным образом.

— Для «Горизонта событий» вы записали песню «Хали Гали Кришна» вместе с Глебом Самойловым…

Шура Би-2: Это одна из моих любимых песен «Агаты Кристи».

Видимо, кому-то просто выгодно всех раздробить, разделить, поссорить.

— А если бы ее написал Вадим Самойлов — записали бы с ним?

Шура Би-2: У каждого свой путь: у Вадика — свой, у Глеба — свой. Но знаешь, что жалко — ведь была уникальная группа «Агата Кристи», которая и на нас, в частности, повлияла. И, как показал их недолгий реюнион, могла бы и дальше быть.

Лева Би-2: Видимо, кому-то просто выгодно всех раздробить, разделить, поссорить. Чтобы не собирались вместе больше чем по двое. У нас в рок-н-ролле наступил комендантский час (смеется).

— Так не только в рок-н-ролле, еще и в театре, и в кино. Комендантский час и крестный ход.

Шура Би-2: Помню, когда в начале нулевых мы ходили с Левчиком на концерт Мэрилина Мэнсона, там уже были какие-то хоругвеносцы с криками: «Сатана, изыди!» Тогда это казалось смешным. Сейчас — уже не очень.

— Видимо, сами виноваты, как вы говорите.

Лева Би-2: Да.

Шура Би-2: Конечно.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249422
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416069
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420377
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425616
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426958