Пляж «Локомотив»

Звуковое путешествие в Казань: фолк-рок, этно-поп, посвящение Боуи и экспериментальное техно на сборнике инди-музыки из столицы Татарстана

текст: Айдар Хуснутдинов
Detailed_pictureMITYA

Когда-то давно мы писали о независимой музыкальной сцене в Казани. С тех пор многое изменилось. Знакомьтесь с новыми героями татарской инди-музыки, представленными в сборнике «Пляж “Локомотив”»:

Айдар Хуснутдинов, составитель «Пляжа “Локомотив”»

В моем плейлисте много музыки из Казани, о которой мало кто знает. Диктофонные записи соседствуют со студийными, техно — с кухонными бардами. Некоторые композиции выпускались на лейблах, а у кого-то из артистов, чьи записи попали ко мне случайными путями, нет даже пабликов в соцсетях. Но во всей этой музыке определенно есть дух места. Зимой я предложил лидеру Harajiev Smokes Virginia Игорю Шемякину помочь мне собрать еще песен в эту коллекцию. После этого мы встретились с Булатом Ибятовым (музыкальное издательство «Сияние»), и он, к нашей радости и удивлению, согласился издать все это на кассетах. Все артисты, к которым мы обратились, тоже оказались за, а несколько песен было написано специально для сборника. В итоге у нас получилось что-то вроде звукового путешествия, которое, как нам кажется, если следить за изменением звуковых красок, начинается в Казани утром и заканчивается вечером. В качестве символической точки отправления и прибытия мы выбрали пляж «Локомотив» — он напоминает о Казани нашего детства. К тому же у Игоря нашлась удачная фотография пляжной вышки, сделанная на одной из тусовок.

onse! — «Начинали вместе»

Музыкант-затворник Андрей выпускает по одной композиции раз в несколько лет. Нам приятно, что премьера этой состоится на нашем сборнике. Вот что он сам рассказывает о себе: «onse! (onsei — 音声 — «голос») — это попытка вернуться в то время, когда Япония подарила миру новый голос — звук FM-синтезаторов и услышавшим его на миг показалось, что будущее пришло».

Djinn City — «Red»
Djinn CityDjinn City

Djinn City — это дуэт электронщика Айдара и студента консерватории Тимура. Песню «Red» они записали в сотрудничестве с продюсером Майклом Джеймсом, приложившим руку к альбомам икон феминистского панка L7 и Hole. «Это песня про пару, у которой было что-то сложное, может быть, даже темное в отношениях, но они готовы это преодолеть и измениться. Меня удивило, что, хотя песня про что-то тяжелое (измена? насилие?), блоги писали, что она романтичная, и предлагали под нее заняться сексом», — рассказывает Айдар.

marat suleimanov — «Ак томан»

Марат сам играет на всех инструментах и записывает внимательно аранжированный, но при этом в хорошем смысле домашний рок, в котором можно расслышать отголоски как классиков постпанка, так и татарской эстрады и Ленинградского рок-клуба. «Ак томан» написана на стихи татарского поэта Гарая Рахима и посвящена Дэвиду Боуи.

E&D — «Gold Laces» (Júníus Meyvant cover)

E&Dпроект, созданный на руинах казанской арт-поп-группы Klemm ее основателями Elly и Drew (откуда и название) ради одного концерта и записи одного трека, «ради того, чтобы сделать то, чего они не делали никогда, — каверы». Рассказывает Elly: «Я решила пока одна выступать. Пишу материал для нового альбома, и этот новый материал — синтезаторный космос со стихами на русском (тоже про космос, кстати). Было сильное желание записать что-то акустическое и “кухонное” — вот оно отчасти выразилось в кавере E&D».

Игорь Шемякин — «Жми плэй» (Damon Albarn cover)

Игорь Шемякин, фронтмен рок-группы Harajiev Smokes Virginia, в этой извлеченной из чулана старинной записи выступает сольно. «Я очень много чего люблю: свою девушку Дину, финики, Деймона Албарна. Вот и решил записать кавер. Перевод вольный. Песня записана сиюминутно, под настроение», — рассказывает Игорь.

Juna — «Яшел күзле (Live)»
JunaJuna

Juna играет инди-фолк, легковесный по звучанию, но не по составу — на их выступлениях на сцене может находиться до десяти инструментов: банджо, укулеле, несколько видов флейт, джембе, тампура — это еще не полный набор красок Juna. В январе 2017 года вышел первый мини-альбом «Urman» на стихи татарских поэтов. Эта песня о зеленоглазых девушках-феях — тоже переложенное на музыку стихотворение Луизы Янсуар.

Newby — «Можно нам пока»

Загадочный дуэт, вдохновляющийся жизнью и безупречными образами Эркюля Пуаро и лейтенанта Коломбо. Большинство их песен придумано в машине и там же записано. Но это не ограничение — в творчестве Newby для них места нет. «Возможно, чтобы записать свой первый альбом, мы пересядем на борт самолета или уйдем в подземный бункер. Главное — окружить себя красивыми вещами и источниками удовольствий».

© Издательство «Сияние»
jerk — «Teplo»

Бард и гуляка Артур Джерк, записывающий музыку с 2012 года, на одноименном альбоме запел по-русски и наконец обрел свой голос. «Все песни нашей группы — о любви и женщинах», — признается Артур. Вот и эту он написал, когда влюбился.

Melan! — «Alone»

Melan!проект сингера-сонграйтера из Башкирии Рената Туктарова, не так давно осевшего в Казани. «В основном это никдрейковский инди-фолк с примесью комнатной сэдкорности», — говорит о нем сам Ренат. «Под эту музыку очень здорово прощаться с зимой», — добавляет COLTA.RU. Сегодня Ренат записывает музыку уже под псевдонимом Сикамор — это «успевший разочароваться, сойти с ума, повзрослеть и снова “одитеть” Melan!».

Рушан Хәяли — «Кан басымы»

Бард Рушан Хәяли из Больших Кайбиц пишет песни на собственные тексты и стихи татарских поэтов и использует в записях все доступные ему средства — от скрипок и губной гармошки (как в этой песне) до скрипа ножей и синтезатора Casio, пропущенного через дешевый гитарный комбик.

YaineYa — «2cb»
YaineYaYaineYa

Единственный постоянный участник мат-рок-формации YaineYa Семен Метельков — человек невероятной продуктивности. В активе только этого его проекта — 14 релизов, среди которых и яростный рок, и конвенциональные поп-песни, и акустические эксперименты, созданные на берегу Индийского океана. «2cb» — это первый сингл YaineYa, как писал в свое время еще портал OpenSpace.ru, «неожиданно тихий и медитативный».

MITYA — «Boat»

Митя Бурмистров — мультиинструменталист и автор проекта MITYA, для которого он самостоятельно пишет и сводит всю музыку. Несколько лет жанровых экспериментов привели его к стилю, соединяющему электронику, космические гитары с бесконечным эхо и записанные на пленку живые барабаны. В 2016 году к его палитре добавляются звуки татарских народных инструментов, которые он самостоятельно собрал в фольклорной экспедиции. «Boat» записана еще до этих экспериментов, но это forest rock в чистом виде — звуки реки, шум ветра и пение насекомых переносят слушателя не то в джунгли, не то в лодку, плывущую по Казанке.

Гена Стечкин — «Лепесток»

Первое выступление барда, электронного музыканта и IT-евангелиста Гены Стечкина состоялось в 2008 году на кухне в общаге Литературного института. «В самый разгар вечеринки ее разогнали кагэбэшные коменданты». В активе автора — несколько тысяч песен. Сам он к ним относится спокойно. Например, выход этой прокомментировал так: «Вот по трезвой скуке родил кусок говна ничем не хуже, чем в старые времена».

Ваня Лимб — «Wild Essence»
Ваня ЛимбВаня Лимб

Ваня Лимб (ранее известный как Ewan Limb) — не новое на российской техно-сцене имя. Сам Эркин, имеющий в активе релизы на Opal Tapes и Incompetence Records, рассказывает об источниках вдохновения так: «В моей музыке много примесей: от эмбиента и индастриала до эйсида и дарквейва». Мы долго не могли найти трек, органично закрывающий сборник, и «Wild Essence» с ее звуками пляжа (и неважно, «Локомотив» это или, скажем, берег озера Комсомольское) — лучшая завершающая композиция, какую мы могли пожелать.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20242156
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249926
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416539
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420747
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202426040
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427363