Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20242173Казанское трио Harajiev Smokes Virginia недавно презентовало EP «Новые песни. Май» — и это песни, словно бы сыгранные на гитарах в компании Александра Зацепина и Стивена Малкмуса, танцевальный рок, вдохновленный музыкой из советских кинофильмов для юношества.
Раньше группа играла суровый и нервный мат-рок, а в 2013-м выпустила альбом «Harajiev Smokes Virginia!», после чего команду начали сравнивать совсем с другими группами — типа австралийской неопсиходелик-банды Tame Impala. Мини-альбом «Новые песни. Май» — развитие идей второй пластинки. Здесь меньше гитарного перегруза, кривых размеров, крика, а больше мелодий (но не концепций, как бывает у нынешних музыкальных героев русских блогов).
Клип на песню «Озеро»
Тексты мог бы пропеть любой юноша, недавно окончивший вуз, — нерешительный, сентиментальный, желающий жить не заботами, а весельем, словно в предчувствии больших перемен. Это песни, которые звучат в соседнем дворе. И в этот двор сразу хочется пойти знакомиться.
«Понятно, почему мы стали мягче, — говорит гитарист HSV Игорь Шемякин. — У нас у всех появились девушки, мы стали домашними мальчиками. Поэтому и песни поменялись». «И мы научились играть, поэтому можно было уже выключить примочку», — дополняет басист Айдар Гайнуллин.
Шемякин и Гайнуллин — это основа команды. Также есть барабанщик Арсений Коварский, который в конце беседы решается показать любимую фотографию, где он снят вместе с Горшком. Позже выясняется, что он стучит в рэп-проекте «Макулатура».
В кабаках играть не буду. А пойду куда-нибудь к эстрадникам.
Попытка разобраться, когда все началось, приводит к перечислению чудных групп — типа Ginger Was Born in 80's — и событий. Хотя примерное время понятно — апрель 2009 года.
Подкосила обоих постхардкоровая группа The Fall of Troy. «А еще у нас была конкретная цель — звучать как Foals», — говорит гитарист.
Казанцы тут же начали записываться. «Это просто было частью процесса. Музыка не являлась чем-то важным, — говорит Шемякин. — Она была частью тусовки. Раньше мы постоянно попадали в милицию, на нас висели условные сроки».
«А первое демо мы сделали за три часа, сыграли все несколько раз, выбрали дубли, где не сильно налажали», — вспоминает Гайнуллин. «Demo'09» издал нижегородский лейбл Delicious Music. А группа сразу после записи поехала в тур.
«Мы все тогда потеряли тысяч по 10, — делает выводы Гайнуллин. — Ну и что? Я думаю, все группы нашего уровня ездят на гастроли не ради заработка. Это же просто весело». Впрочем, они с каждым разом собирали все больше народу на концертах — в Нижнем Новгороде до сих пор они ходят в культовых героях.
Сначала HSV звучали так:
От мат-рока HSV начали отходить на EP «Black Notch». Здесь много электроники, синтезаторов — это заслуга Романа Кутнова. Он известен как основатель психоделического проекта Nole Plastique, исполнявшего глитч c гитарами с приветом Сиду Барретту. Также он довольно долго отвечал за сэмплеры в концертном составе NRKTK. «Мы начали исходить не из того, что каждый хочет играть. А что надо в песне, — говорит Шемякин. — Исходить из материала. И если не надо в ней чрезмерно самовыражаться, сложно стучать или делать дикую басовую партию — то и не надо. Но я не диктатор». Гайнуллин в этот момент хмыкает: «Да я могу десятки случаев вспомнить, как ты диктаторство проявлял».
В конце интервью речь заходит о самой Казани. «Я решил, что если за год ничего не изменится, то я уеду в столицу. Но в кабаках играть не буду. А пойду куда-нибудь к эстрадникам. Сейчас у Лепса и Агутина играют лучшие музыканты страны», — говорит Гайнуллин.
Раньше мы постоянно попадали в милицию, на нас висели условные сроки.
«А ты слышал альбом “Гангстер № 1” Лепса?» — парирует Шемякин. Выясняется, что басист гораздо меньше знаком с творчеством главного поп-артиста страны. «Я недавно читал Лагутеныча, и он правильно сказал: не надо уезжать в столицу, надо развивать местную сцену. В Екатеринбурге у людей что-то получилось. Нам тоже что-то надо делать», — уходит в рассуждения Шемякин.
На концертах они надеются отбить расходы по записи, к тому же теперь выступают в Казани раз в полгода. «Приходят совершенно забытые люди, с которыми ты давно не пересекался. Одноклассницы, одногруппники, люди из старых тусовок. В Казани особенно ничего и не происходит. Но я думаю, что так сейчас про любой город говорят. На нас, конечно, надо ходить. Мы только недавно начали думать, как делать хорошие записи. В первую очередь мы — группа концертная. Нас не надо слушать, под нас надо танцевать».
26 июля Harajiev Smokes Virginia выступает на фестивале «Божья Коровия» в Калининграде
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20242173Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249939Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416550Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202417207Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419963Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420756Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425889Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202426049Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427366