Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244873COLTA.RU продолжает энциклопедический сериал об истории джаза: известные джазмены доходчиво объясняют ключевые понятия и явления из истории музыкального направления, изменившего XX век. Мы говорим о периоде с 1940-го по 1970-е — о джазе, который принято называть «современным», или modern jazz.
Логическим продолжением экспериментов боперов по раскрепощению джазовой гармонии ради свободы импровизации стал отказ от стандартной логики последовательности аккордов, которая не давала солирующим импровизаторам зазвучать по-новому. Это удалось сделать посредством усиления ладовой (горизонтальной) функции в импровизации и ослабления роли гармонической сетки. Теоретическим обоснованием этого перехода послужила вышедшая в 1953 году книга «Лидийская хроматическая концепция тональной организации» композитора и пианиста Джорджа Расселла. После периода хард-бопа 1950-х годов Майлз Дэвис начинает искать новые средства для раскрепощения импровизации. Впервые идеи Расселла были использованы Дэвисом в композиции «Milestones» в 1958 году. В 1959 году выходит сразу несколько самых значительных альбомов в истории джаза: «Kind of Blue» Майлза Дэвиса, «Time Out» квартета Дейва Брубека, «Giant Steps» Джона Колтрейна, «Portraits in Jazz» Билла Эванса, «Mingus Ah Um» Чарльза Мингуса, «The Shape of Jazz to Come» Орнетта Коулмена. Впоследствии «Kind of Blue» стал самым успешным альбомом того года. Он до сих пор считается самым продаваемым альбомом в истории джаза и одним из влиятельнейших альбомов в истории музыки. В записи «Kind of Blue» приняли участие многие звезды тогдашнего джаза — Джон Колтрейн, Кэннонболл Эддерли, Джимми Кобб, Пол Чемберс, Билл Эванс. В своих последующих альбомах 1960-х годов Джон Колтрейн развил ладовый подход еще дальше в сторону свободной импровизации. Модальный джаз — это та грань, которая отделяет современный джаз от авангардного.
George Russell — «Ezz-thetics»
пианист, композитор
Принято считать, что книга «Лидийская хроматическая концепция тональной организации» композитора и аранжировщика Джорджа Расселла возвестила начало новой эры в истории джаза — перехода от тональности к модальности, т.е. к ладовости. Строго говоря, это не совсем так. Скорее, в труде Расселла, впервые изданном в 1953 году, речь идет о новом подходе к выстраиванию мелодической линии импровизации поверх гармонической структуры темы. Новизна эта заключалась в том, что вместо ионийского лада (так более корректно называть звукоряд хорошо известного нам мажора) автор концепции сосредотачивал внимание читателя на ладе лидийском. При этом естественность такого подхода обосновывалась тем, что лидийский лад — единственный семиступенный натуральный лад, который можно получить посредством построения серии акустически чистых квинт от основной ступени в тональности. Это делает возможным обыгрывать в импровизации тонический септаккорд именно лидийским ладом — тем более что звуки этого септаккорда являются составляющими лидийского (как и ионийского, впрочем) лада. Трансформируя лидийский лад сообразно уже устоявшимся в джазе гармоническим структурам, Расселл ввел в джазовый обиход еще несколько ладов, до него не употреблявшихся в джазовой игре. Теперь изучение этих ладов обязательно в авторитетных учебных заведениях всего мира.
Модальный джаз — это та грань, которая отделяет современный джаз от авангардного.
С высоты сегодняшнего дня, когда джазовая музыка расширила свои границы чуть ли не до бесконечности, видна ограниченность теории Джорджа Расселла: современные импровизаторы используют в своих соло лады значительно более комплексные, чем производные лидийского лада. Кроме того, сама идея некоего естественного акустического превосходства одного лада над другими выглядит натяжкой; как-то я был свидетелем разговора двух педагогов Беркли, один из которых с улыбкой рассказывал другому о своем студенте, попытавшемся вывести все лады из самого, пожалуй, неустойчивого диатонического лада — локрийского. Несколько наивно выглядит попытка Расселла применять лидийскую концепцию к анализу классических произведений — например, прелюдий Баха. И все же нельзя не признать, что работа Джорджа Расселла внесла существенный вклад в становление теории импровизации как науки (тем более что в 50-е годы ее как таковой не существовало, да и сейчас она явно недостаточно сформирована) и в открытие новых практических путей — не случайно работой Расселла восторгались и Майлз Дэвис, и Джон Льюис, и даже японский композитор-новатор Тору Такэмицу.
Miles Davis — «Milestones»
Miles Davis & John Coltrane — «So What»
трубач, флюгельгорнист, ансамбль «Каданс»
«Kind of Blue» стоит несколько в стороне от всех работ Майлза Дэвиса. Это очень большая историческая удача — собрать таких людей в такое время, чтобы они создали такой коллективный продукт. Когда посылали капсулу с достижениями человечества на Луну, положили туда альбом «Kind of Blue».
Модальный джаз — это стиль, который возник после того, как многие средства уже были исчерпаны. «So What» — композиция, написанная революционным образом. Там всего два лада, аккорды блуждают параллельно этим ладовым звукам. Раньше в голову никому не приходило, что можно импровизировать по такой схеме. В модальном джазе лад диктует гармоническое построение. При этом игра пианиста не полностью соответствует тому, что делает в это время солист: каждый свободен в рамках данного лада.
Miles Davis — «Flamenco Sketches»
John Coltrane — «Love Supreme»
саксофонист
Идея модального джаза состоит в том, что у вас есть только один гармонический центр. Гармоническое наполнение, с которого вы начинаете, намного проще, но это дает вам большую свободу для импровизации и использования различных тональностей поверх основной. Другими словами, вы развертываете импровизацию и переходите из одной тональности в другую — так было и раньше, но разница в том, что теперь вы более свободны в выборе тональностей, не ограничиваясь логикой последовательности аккордов (как было в бибопе или на «Giant Steps»).
«Love Supreme» — гениальный альбом. Невероятно, насколько он ощущается как единое произведение от начала до конца — в большей степени, чем любой другой джазовый альбом.
John Coltrane — «Impressions»
пианист, трио «Второе приближение»
Билл Эванс — безусловно, «европейский» музыкант, романтик, гениальный лирик, «белый» музыкант-мыслитель, его игра противоположна игре Гарнера, Тейтума, Питерсона; его свинг неагрессивен, его фразировка уникальна. Следы влияния Эванса можно обнаружить у таких пианистов, как Кит Джаррет, Брэд Мелдау. Огромна роль Билла Эванса в создании диска «Kind of Blue» Майлза Дэвиса, который открыл эпоху ладового джаза.
Именно в трио Билла Эванса ударные и контрабас превратились из «аккомпаниаторов» в самостоятельных, полноценных партнеров со своими личностными высказываниями.
Сделав так много в музыке, став крупнейшей фигурой фортепианного джаза, Билл Эванс, увы, ушел из жизни очень рано — на 52-м году жизни. Один из моих любимых альбомов Билла Эванса — «Affinity» с Тутсом Тилемансом, выпущенный в 1979-м. Бесконечно проникновенный лиризм, продуманность интонации самой высокой пробы, гармонические «пряности» — об этом можно говорить долго.
Bill Evans trio & Toots Thielemans — «Body & Soul»
Продолжение следует.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244873Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246436Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413028Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419517Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420185Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422838Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423594Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428765Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428901Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429555