Что такое акусматика?

Создатель «Акусмониума» — композитор Франсуа Бейль и другие участники фестиваля Acousmonium о том, зачем нужна пространственная музыка

текст: Patrick K.-H.
1 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture© Anastasia Blur
    . . .

    6—8 июля на Новой сцене Александринского театра при поддержке Французского института и Австрийского культурного форума состоится первый в России фестиваль акусматической музыки Acousmonium. В Петербурге пройдет серия живых концертов, инсталляций и мастер-классов на уникальной многоканальной звуковой системе, разработанной в 1974 году в Париже.

    В 1948 году французский инженер, теоретик и композитор Пьер Шеффер (Pierre Schaeffer) произвел музыкальную революцию, предложив метод создания музыки композитором в непосредственном контакте с материалом (в то время винилом, пленкой, микрофоном и различными средствами обработки звука), названный им musique concrète — «конкретная музыка». Традиционный метод композиции посредством нотного письма, как не имеющий прямого физического отношения к звуку, он назвал «абстрактным».

    Основанная Шеффером в 1958 году Группа музыкальных исследований (GRM) занялась разработкой теории и инструментария в парадигме concrète, и в 1974 году его ученик, к тому времени директор GRM, композитор Франсуа Бейль (François Bayle) представил свой проект, добавляющий музыке пространственное измерение, — оркестр громкоговорителей.

    Оркестр состоит из расположенных особым образом по всему пространству громкоговорителей различных форм, размеров и частотных характеристик и распределительной консоли. Все это вместе образует инструмент, с помощью которого исполнитель — projectionist — создает пространственное звуковое полотно.

    Свой подход Бейль назвал «акусматика», что с отсылкой к Пифагору означает разрыв визуальной ассоциации между звуком и объектом, его производящим. Таким образом, в процессе исполнения слушатель генерирует собственные аудиовизуальные смысловые построения, реконструирующие воображаемые источники звука. Своему оркестру автор дал название «Акусмониум».

    С тех пор различные модификации «Акусмониума» появились в Великобритании, Австрии, Бельгии, Швейцарии и других странах, для «Акусмониума» было создано и продолжает создаваться множество музыкальных произведений.

    6—8 июля на Новой сцене Александринского театра (Санкт-Петербург) состоится первый российский фестиваль Acousmonium, на котором помимо ключевых композиторов-акусматиков из Франции и Австрии исполнит свои произведения и проведет воркшоп Франсуа Бейль.

    Перед началом фестиваля его куратор — композитор Patrick K.-H. предложил участникам фестиваля поразмышлять о пространственной музыке, ее практиках и терминологии.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244803
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246366
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412967
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419457
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423541
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428849
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429510