Что такое акусматика?

Создатель «Акусмониума» — композитор Франсуа Бейль и другие участники фестиваля Acousmonium о том, зачем нужна пространственная музыка

текст: Patrick K.-H.
2 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture© Anastasia Blur
    1. Франсуа БейльFrançois Bayle (1932)

    Один из пионеров в области конкретной (musique concrète) и акусматической музыки, выдающийся французский композитор. Учился у Оливье Мессиана, Пьера Шеффера и Карлхайнца Штокхаузена. В 1966 году возглавил Группу музыкальных исследований (GRM), коллектив композиторов электроакустической музыки, основанный Пьером Шеффером. В 1975 году GRM объединилась с молодым Национальным аудиовизуальным институтом (INA), которым Бейль руководил до 1997 года. На должности руководителя INA организовывал симпозиумы, семинары, концерты, радиопередачи и другие мероприятия, посвященные различным проблемам развития конкретной, электронной и акусматической музыки. В 1974 году создал Acousmonium — «новую концепцию оркестровки и пространственной организации электронных звучаний».

    1. Многоканальный формат или стерео?

    Не «или», а расширение возможностей — особенно сейчас, когда цифровые редакторы дают нам прекрасные возможности для синхронизации дорожек.

    В многоканальном формате многое из того, что раньше относилось к сфере интерпретации, получает возможность апгрейда до аспектов композиции (как это в свое время сделал Бетховен с новой на тот момент техникой pianoforte).

    Теперь мы можем «писать» в формате пространственных фигур — субито, диагональные отклики и многое другое.

    2. Зачем нам нужны (и нужны ли вообще) новые термины: саунд-арт, искусство звука, акусматика, конкретная музыка; почему бы не просто «музыка»?

    Все эти термины следует понимать как динамические характеристики. Они описывают новые области исследований, направления интересов в определенных исторических контекстах…

    2а. Какой из терминов предпочитаете лично вы?

    Я, как известно, убежденный сторонник пифагорейского термина «акусматика» и соответствующего взгляда на мир. Это означает максимальную открытость в восприятии сферы звука — всего, что только возможно услышать!

    3. «…главным поворотным пунктом в изменении нашего взгляда на то, что есть музыка, стало изобретение звукозаписи и затем обработки звука и синтеза — в гораздо большей степени, чем какие-либо аспекты эволюции в пределах языка музыки» (Тревор Вишарт, «On Sonic Art», Harwood Academic Publishers, 1996 г.). Вы согласны с этим мнением?

    Абсолютно согласен — фиксация звука запустила необратимую мутацию сознания. В дополнение к своему единственному, временнóму, измерению звук обрел пространство, форму, место, окраску и значение.

    И, конечно, не надо забывать, что обретение этих качеств совпало по времени с открытием других видов мировой музыки — нетемперированной и ритуальной музыки, их ритмов, перкуссии и т.д.

    Вот как я написал в аннотации к своему сочинению «Скорость звука — Свет» («Son Vitesse-Lumière», 1980—1983 гг.):

    «Звук — это ощущение, вызываемое вибрацией материи, волной давления, которая распространяется в воздухе и либо оказывает воздействие на барабанную перепонку (прямой слух), либо регистрируется микрофоном (преобразование в модуляцию электрической энергии). Во втором случае преобразование энергии звука происходит дальше не в пространстве природы, а выполняется внутри электронной схемы и идет уже с электрической скоростью (т.е. скоростью света). Данные регистрируются/преобразовываются/транскрибируются, и в итоге энергия звука симметрично трансформируется в волну давления, распространяющуюся в воздухе, и снова становится слышимой.

    Эти электроакустические процессы, происходящие вне области слышимого, дают нам очертания проявлений другой природы, в контексте которой возникают новые звуковые объекты, никогда не имевшие реального существования. Определенным образом мы сочиняем исходящие формы для образов, находящихся лишь в нашем сознании; движимые нашими скрытыми интенциями, они “проявляются” в процессе слушания.

    Такова природа утопической поэзии, наделяющей жизнью Скорость Света».


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249348
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415990
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420317
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425547
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426891