Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244856«Молчат дома» — новые инди-герои из Белоруссии, придерживающиеся звуковой эстетики 1980-х, — делают международные успехи. Недавно группа, выпустившая два альбома, выступила на берлинском фестивале Pop-Kultur 2019, а осенью ей предстоит большой гастрольный тур по Европе, который начнется большими сольными концертами в Москве (18 сентября в «16 тоннах») и в Петербурге (19 сентября в «Сердце»). Мы представляем вам новый клип «Молчат дома» на песню «Танцевать», снятый испанским режиссером Изабеллой Падийей, которая открыла для себя группу через YouTube, и интервью с участниками трио.
— С чего началась группа «Молчат дома»? В каких группах вы играли до нее?
Роман Комогорцев (гитара, синты): В 2010 году мы с Егором учились вместе в техникуме, где и познакомились. Так получилось, что у нас были одинаковые взгляды на музыку — обоим нравились Depeche Mode и RHCP. Я к тому времени уже играл на гитаре, а потом узнал, что и Егор тоже играет. Решили попробовать поиграть вместе.
Егор Шкутко (вокал): Играли мы разное: от фанка до трип-хопа. Позже, году в 2014-м, у нас появилась группа «Нет кадров», где я был бас-гитаристом, а Рома отвечал за гитару и синты, и вокалист там был другой. Там же появились первые песни, которые сейчас исполняет «МД» («Я не коммунист», «Технология», «Тишина и прятки»). Но из-за разногласий с вокалистом группа через год распалась. Мы с Романом решили двигаться дальше и сделали «Молчат дома».
Роман: Так как вокалиста у нас не было, попробовали Егора в этом амплуа, а на место бас-гитариста решили найти другого человека. Басисты у нас менялись несколько раз: одному наша музыка казалась слишком мрачной, у другого просто пропал интерес играть. И мы уже было отчаялись, пока нам не написал Паша — что хочет к нам присоединиться. С тех пор мы вместе!
— Почему вы выбрали звуковую эстетику 80-х — постпанк, минимал-вейв, синти-поп, готик-рок? Почему, как вам кажется, этот саунд до сих пор популярен?
Роман: Меня всегда интересовал тот период нашей истории, который называется «перестройка». И, естественно, вся музыка, бывшая в тот момент, тоже интересовала. Одной из первых групп, которые я очень много слушал уже в сознательном возрасте, была группа «Кино», и, думаю, это можно заметить и по нашему стилю, и по нашему звуку. Эстетика Советского Союза — красиво и празднично, торжественно, что ли, местами очень строго. От каких-то плакатов с лозунгами до брутальной мозговыносящей архитектуры. Но! Нам нравится только (!) оболочка, а никак не внутреннее содержание этой эпохи. Это важно понимать.
Павел Козлов (бас-гитара, синты): Про популярность саунда и прочего — не знаю, насколько это популярно в СНГ (едва ли, так как всех достал совок), но в остальном мире это никуда не уходило. Посудите сами: с чем у нас ассоциируются 80-е? Правильно: застой, дефицит, цензура, потом перестройка — когда привычная жизнь начала рушиться и прочее. Это были несчастливые времена, на наш взгляд…
Егор: …а по ту сторону занавеса 80-е — лучшее время: появление новой моды, новой музыки, это громадная эпоха. Поэтому большинство иностранцев, с которыми нам приходилось общаться и которые жили в то время, вспоминают его с радостью и очень грустят, что это время не вернуть. Представляете, какое для них было счастье, когда они услышали группу «Молчат дома»?
Вопросы политики мы всегда обходим стороной — мы же из Белоруссии, ха-ха.
— Как кажется со стороны, вы пытаетесь затрагивать в своих песнях социальные темы («Коммерсанты», «Я не коммунист»). А как обстоят дела на самом деле? Есть ли у участников группы какая-то общественная позиция? Каких вы убеждений?
Роман: Вопросы политики мы всегда обходим стороной — мы же из Белоруссии, ха-ха. Скажу так. Нам есть что сказать, и мы это отражаем в своих песнях. Эти самые песни, которые вы перечислили, и отражают нашу социальную позицию. Пусть и местами немного абстрактно.
— «Молчат дома» издаются на немецком лейбле и работают с немецким букинг-агентом. Как вы установили с ними отношения? Как устроена ваша работа с ними?
Егор: Когда мы выпустили свой первый альбом, к нам в личку на SoundCloud прилетело сообщение от Давида, владельца Detriti Records. Он предложил нам издаться на кассетах, на что мы и согласились. Тираж разошелся за неделю. Через некоторое время мы стали обсуждать возможность выпуска нашего второго альбома на виниле, но очень боялись, что альбом не стрельнет, а это риск для лейбла. В итоге согласились, и вот уже пять прессов продано, запускается шестой, и это просто бестселлер.
Роман: На букинговое агентство мы вышли через группу Drab Majesty, которая, к слову, написала, что мы — их самая любимая современная группа (до сих пор в это с трудом верится). Ну и так получилось, что мы общались и они рассказали о своем агенте из Европы; начали обсуждение совместных концертов, этот агент сказал, что хочет нас послушать вживую, и мы пригласили его на наше выступление на фестивале Pop-Kultur в Берлине. После этого оставалось только обсудить детали сотрудничества.
— Вам сейчас предстоит большой европейский тур — чего вы от него ожидаете? Каковы ваши надежды и опасения?
Павел: Это будет очень тяжело, так как концертов много, практически без выходных. Но с другой стороны — это то, чего мы хотели. Главное — стараться высыпаться и не пропускать транспорт до следующего города. Надеемся, что как минимум повторим успех прошлого тура.
— Главный герой клипа «Танцевать» — вампир. Вы обсуждали с режиссером его сюжет — пытались влиять на творческий процесс? Есть ли у вас любимое произведение про вампиров — книга, фильм или, может быть, альбом?
Егор: На самом деле, сюжет и производство — это все режиссерская работа. Мы этот клип не заказывали, нам прислали уже готовую работу. Девушка-режиссер так увидела визуально эту песню; это очень странно, конечно, но почему бы и нет? Единственное, что мы попросили, — это заблёрить гениталии героя в финале видео. Тема вампиров далека от нас, и, наверное, у нас нет никаких любимых произведений на эту тему.
Новый сингл «Молчат дома» «Звезды» на Apple Music
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244856Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246417Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413013Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419504Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420173Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422826Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423582Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428751Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428889Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429543