Интересный концептуальный ход со стороны московского дуэта «Заточка» — название их второго альбома вместе с названием группы образует цитату из песни Влади. «Заточка», иначе говоря, прямым текстом признается, что Влади и «Каста» в целом — ключевые ориентиры для них. По звуку «Заточка», может, ближе к рэп-коллективам, развернутым в сторону рок-саунда (Noize MC, «25/17», всякое такое), — сами себя они гордо именуют «первым кантри-рэп-проектом», и в аранжировках действительно больше банджо, чем, кажется, у любой другой рэп-группы. Но хохмачески-расслабленные зарисовки дуэта действительно очень многим обязаны «Касте» — ну или как минимум весьма на нее похожи: широким диапазоном тем, напрямую связанным сразу со многими болевыми точками современности (политика, протесты, отцы и дети, криминал, самореализация, деньги), но не исчерпывающимся ни одной из них; фокусировкой внимательного и в основном доброжелательного взгляда, в первую очередь, на человеке; ловкостью построения сюжетного нарратива; хулиганской склонностью к ударным концовкам в стиле «хоба-на!», в которых все если не переворачивается с ног на голову, то как минимум здорово расширяется. В то же время эта тематическая разнонаправленность «Заточки» становится их ахиллесовой пятой — их ладные, смешные, ловко сформулированные и выстроенные рассказики не торопятся складываться в какое-то большое высказывание о важном. За альбомом как толстым романом стоит ходить к другим исполнителям; здесь же — только серия наблюдений за природой, хороших, смешных и точных (открывающий номер «Белый», например, — одно из самых интересных высказываний по вопросу разности и преемственности поколений за последнее время), но немножко рассеянных.
Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241863Space is the place, space is the place
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249717Разговор с невозвращенцем
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416370Откуда мы говорим, или О речевой геопозиции
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202417049Место жительства: везде
Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419765Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420589Дневник отчаявшегося: взгляд из России времен войны
Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425654Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425843Письмо человеку Икс
Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427188Подземелье
Между страхом и ужасом
Признать симптом