Chikiss. «Будет все хорошо»

Музыка против выгорания: первый клип дивы берлинского андеграунда почти за 10 лет

текст: Александр Великанов
Detailed_picture© Chikiss

У повелительницы синтезаторов, дивы берлинского андеграунда Галины Озеран, выступающей под псевдонимом Chikiss, выходит новый клип, первый почти за 10 лет и снятый в условиях карантина: ее трансцендентное прочтение старой песни Федора Чистякова. Премьера на COLTA.RU.

Галя Чикис

Когда мне было 18, я услышала песню «Будет все хорошо» группы «Ноль». Никогда я ее не вспоминала специально для каких-то заказных хит-парадов, но при этом подсознательно она жила со мной все эти годы. И губы шептали: «Вдох-выдох, будет все хорошо». Это сильный и красивый в своей простоте и легкости текст. Актуальный и понятный каждому. Начала исполнять я ее внезапно, она просто сама вырвалась наружу на одном из концертов, такое уже не раз случалось с песнями других артистов — «Химеры», Ветлицкой, Таривердиева. Душа запросила — вот, пожалуйста. Кто-то записал видео. И вот она есть. Уже прожитая, уже часть меня в ней.

Клип «Будет все хорошо» — о том, как тяжело человеку в системе, в каждодневной рутине: вязко и вяло чувствует он себя, быстро выгорает. Образ диктора-манипулятора и его жертвы, запертой в комнате c кричащими стенами, в запутанных мыслях. Но желающей быть свободной. И сила творчества, музыка, которая противостоит законспирированному в привлекательной оболочке, но пожирающему жизненную энергию злу, исходящему из телеэкрана. И которая побеждает в итоге. Ум успокаивается, тело расслабляется, лицо светлеет. Зло взрывается белым шумом.

Недавно вышел клип Kate NV на песню «Plans», где она в схожем образе — привлекательного, но циничного и лживого диктора госканала. Мы в момент его выхода уже все отсняли и были в процессе монтажа. Подумала: вот ведь да, наболело же. Идея витает в воздухе: два разных артиста одновременно транслируют один и тот же образ по-разному, но есть желание отрефлексировать, отобразить эту проблему и сломать — у нее вечеринка с друзьями, у меня синтезатор-друг.

Сейчас эпоха клипов, без них сложно быть услышанным. Мой последний выходил почти 10 лет назад. Это очень давно, и почему-то я не пыталась. Не знаю, не чувствовала необходимости. Просто создавала и выпускала музыку, иногда накладывая ее на любительские видео, играла концерты. А тут после того, как сделала большой песенный альбом — раз в несколько лет между моими более экспериментальными проектами и коллаборациями я выдаю классический структурированный песенный альбом с текстами, куплетами и припевами, — захотелось всю эту историю визуализировать. Бюджета на дорогие клипы и больших клипмейкеров у меня не было, кинула клич начинающим режиссерам, студентам киновузов. И вот судьба послала мне Камилу Рамазанову. Огненное сочетание молодости, энергии и таланта. Горит идеями и рвется в бой — одно удовольствие работать с такими людьми.

Ум успокаивается, тело расслабляется, лицо светлеет. Зло взрывается белым шумом.

В роковой день — пятница, 13 марта — гроза, пандемия, стали отменять рейсы, я не прилетела в Москву. Клип на песню «Небо злое», который она с командой начала снимать в павильоне, остался недоснятым. Начался карантин, самоизоляция. И вот этот опыт открыл новые горизонты. В твоем распоряжении только твой дом и твоя семья. Никакой съемочной группы, никакого оборудования или специального локейшена. Опыта тоже. С костюмом и телевизором мне помогли друзья, владельцы берлинского клуба Sameheads. У них много интересного в интерьере, а Раки, ответственная за внутреннее убранство, — еще и костюмер и стилист. Весь свет мой муж Саша, который был за камерой, выстроил одним карманным фонариком. Камила через Jitsi управляла всем процессом из Казани. Все происходило в одной комнате на фоне двух стен. Полный DIY и карантин.

Я сыграла отчасти и саму себя. Да, сейчас дочь выросла, я стала посвободнее. Но были и сложные времена. Когда приходилось подолгу сидеть дома с маленьким ребенком, испытывать психологическое давление и дискомфорт в поликлиниках и других госучреждениях. Никогда не забуду, например, как я получала российский паспорт. Это был травматический опыт. Ксенофобия, национализм и прочие проявления дискриминации — серьезные системные проблемы, пока что безнаказанные. Об этом надо говорить. В какой-то момент ты сильно устаешь, начинаешь прокрастинировать, что-то на автомате смотреть в интернете, накручивать, и начинается вот это самое выгорание. Сложно услышать музыку внутри. Слышно только, как тикает собственное время.

Сейчас в психологическом плане все сложное позади, любовь, музыка, лето в душе и за окном, но иногда все же накатывает. В общем, такой психотерапевтический клип. Я надеюсь, что кто-то его полюбит. Не хотелось бы называть эту работу кавер-версией. Есть кавер-группы, кавер-фестивали, где это жанр такой, на потоке. В моем случае «по мотивам» уместнее. Так как я эту песню уже столько раз прожила, она стала и моей тоже. Да простит меня Федор Чистяков. И спасибо ему за это и вообще за многие удивительные песни. Они навсегда останутся в моей жизни. Будет все хорошо. Что бы это ни значило.

Никакой съемочной группы, никакого оборудования или специального локейшена. Опыта тоже.

Камила Рамазанова, режиссер

Больше года назад я впервые услышала Галю Чикис на ее выступлении в московском клубе Pluton, где я, кстати, оказалась совершенно случайно, по работе. Но, когда я услышала Галю, я забыла про эту работу, забыла обо всем и просто-напросто улетела, отключилась. Для меня как для режиссера это было самое настоящее потрясение, поскольку тогда, на этом концерте, тысячи кадров, постоянно крутящихся в моей голове, впервые сложились в музыку и я это отчетливо услышала, то есть я услышала то, как я вижу, — это очень странные ощущения, за которые я невероятно Гале благодарна.

И вот спустя год, в феврале 2020-го, мы с Галей начали нашу совместную работу над клипом к песне «Небо злое» и, кстати, даже отсняли половину, но из-за пандемии вынуждены были прерваться и отложить съемки на более поздний срок. Так что все еще впереди!

А во время карантина мы совершенно спонтанно решили снять клип на другую песню, которая называется «Будет все хорошо», — сейчас она как никогда актуальна, ибо сегодня нам всем чрезвычайно важно верить, что будет все хорошо.

В работе над этим клипом я ставила перед собой задачу придумать такую концепцию, которая бы максимально выражала Галю: ее мировосприятие, ощущение себя. Для этого мне надо было залезть в ее голову, в мысли, понять, как там все устроено, почему зародилась именно такая музыка, а не какая-то другая, — процесс жутко интересный. Надеюсь, мне удалось хотя бы немного приблизиться к правде.

Я написала сценарий, и мы с Галей начали постоянно созваниваться, что-то придумывать, обмениваться идеями, поправлять, обсуждать — словом, процесс пошел. И вот в результате у нас получился такой клип.

И, конечно, это был очень любопытный опыт дистанционных съемок — это абсолютно новая реальность, новые правила игры, когда ты через экран работаешь с артистом, через экран разводишь мизансцену и т.д. Хорошо, что есть Jitsi или Zoom, который хоть как-то обеспечивает эффект присутствия на съемочной площадке. И, конечно, я благодарна Гале и Саше за то, что они так смело и одновременно тонко относились к моим предложениям и что в конечном счете у нас все получилось — и получилось максимально приближенно к задуманному.

Этот клип во время пандемии — на мой взгляд, своего рода подтверждение того, что, когда ты горишь и любишь свое дело — неважно, музыка это или кино, — никакие тысячи километров не могут стать преградой для сотворчества.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244850
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246411
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413005
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419497
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423577
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428885
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429539