14 октября 2020Современная музыка
641

«Дайте танк (!)»: «Творчество — не лестница, а тропинка»

Дмитрий Мозжухин, лидер пришедшей к популярности рок-группы, — о «классическом рок-альбоме» «Человеко-часы», жизни после увольнения с работы и о дилетантском искусстве

текст: Александр Нурабаев
Detailed_picture© Ксения Галкина

На наших глазах коломенская группа «Дайте танк (!)» из симпатичной инди-команды выросла в один из главных рок-коллективов страны. Вышедший в октябре альбом «Человеко-часы» уже собрал ворох восторженных отзывов и определенно войдет в список главных релизов года. Это не только лучшая запись группы, но и, пожалуй, самое убедительное высказывание в русском роке за последние годы. Александр Нурабаев встретился с лидером «Дайте танк (!)» Дмитрием Мозжухиным и поговорил с ним об альбоме, лирическом герое и о том, как изменилась его жизнь после увольнения из офиса.

— Прослушав альбом несколько раз, я пришел к выводу, что это, пожалуй, ваше самое серьезное заявление. В предыдущих работах присутствовали легкость и такой юношеский fun, а в «Человеко-часах» — цельное высказывание о времени и людях с позиции взрослого человека, затронуты серьезные темы, да и звучите вы как большая рок-группа. Ты и сам упоминал в недавнем интервью, что задумывал «альбом с большой буквы А». Сейчас, спустя некоторое время после релиза и на основании исключительно положительных откликов, чувствуешь ли ты, что «Дайте танк (!)» перешагнули на другой уровень?

— Все-таки это не альбом поднимает группу на новый уровень, а группа записывает альбом исходя из текущего уровня. Я рад, что вкусы аудитории совпали с нашими, но на чужом мнении самооценку лучше не строить. Творчество — не лестница, а тропинка: оно ведет не вверх, а вперед. И постоянно петляет. Если в предыдущем EP «На вырост» с детским синтезатором и компьютерной игрой я старался сделать что-то, чего никто не делает, то в «Человеко-часах» я намеренно делал то, что делали все. Я хотел записать классический рок-альбом. Для меня это игра на чужом поле, выездной матч. И попадание на радио — красивый гол.

— Ты уволился с офисной работы в сфере IT, чтобы записать альбом. И, по-моему, полученный тобой опыт сильно пригодился при создании песен и образа лирического героя. Это заложено и в названии, и даже на обложку помещен стул, на котором ты несколько лет просидел в офисе.

— На самом деле это не я на нем сидел. У меня был нефотогеничный стул, и я сфотографировал другой, который давно передается от сотрудника к сотруднику и ценится за удобство.

— В общем, тема офисного существования со всеми вытекающими — сквозная на альбоме. И, думаю, многие 30-летние клерки себя узнают в главном герое альбома. Насколько я близок к правде в своих предположениях?

— Когда я был подростком, я писал песни о тусовках с другими подростками. Сейчас я тусуюсь не так часто, и мои друзья взрослеют вместе со мной, поэтому фокус внимания сместился. Но я бы не считал альбом сугубо автобиографичным.

— Ты, наверное, помнишь литературоведческое понятие «лишний человек». Вот, как мне кажется, лирический герой твоих песен (это касается не только последнего альбома, но и всего твоего творчества) как раз и есть такой современный «лишний человек» — конечно, не с таким бэкграундом, как у Онегина или Печорина, но ему тоже будто нигде нет места. При этом он хороший человек, очень хочет стать частью социума, но что-то постоянно его не устраивает. Он всюду видит фальшь, о чем и выказывается иронически.

— Я тоже об этом думал. Там были разные люди — «лишний человек», «маленький человек», «новый человек»…

Мне кажется, «лишний человек» в русской литературе — это тот тип, который постоянно требует внимания и всем мешает. Он лишний с точки зрения окружающих. Мой лирический герой, наоборот, успешно мимикрирует и сливается с фоном, но всюду чувствует себя не в своей тарелке. Печаль ситуации в том, что непонятно, где он должен быть на самом деле. Если говорить обо мне, то сейчас я вроде должен обрести гармонию, но мне и здесь не особо комфортно.

Если нужен отличный художник или дизайнер — обращайтесь!

— Кстати, как ты себя чувствуешь без постоянной работы? Ты же год как уволился.

— Человеку свойственно адаптироваться к переменам, и за год я уже забыл, на что похожи офисные будни. Мне кажется, мой текущий распорядок дня не менее насыщенный, чем прежде. Я читал статью на эту тему: мы не можем испытывать счастье постоянно, потому что наш мозг защищает нас от шока. Одни и те же вещи, хорошие или плохие, не могут вечно производить одинаковый эффект. Многим покажется, что свободный график — предел мечтаний и я должен ходить довольный каждый день. Но это не так: ты быстро привыкаешь и находишь новые поводы для грусти или радости, так что в целом баланс эмоций сохраняется.

— Ты единственный из группы, кто ушел с работы?

— Еще раньше уволился саксофонист. Но он не против поработать на фрилансе. Если нужен отличный художник или дизайнер — обращайтесь!

© Ксения Галкина

— Я общался с некоторыми артистами, которые параллельно с занятием музыкой работают еще где-то — и не потому, что музыкой не прокормишься, а потому, что, по их словам, творческий образ жизни расслабляет, а рутинная работа дисциплинирует, держит в тонусе. Ты с этим согласен? Ты ведь, по сути, и раньше мог уволиться: ведь «Дайте танк (!)» — уже несколько лет как популярная группа и собирает большие залы.

— По поводу дисциплины существуют два полярных мнения, и у обоих есть авторитетные защитники. Одно мнение: если ты серьезно занимаешься творчеством — работать нельзя. Надо отдаваться музыке полностью, и тогда все получится. Адепты другого мнения твердят, что обязательно надо работать, а музыке посвящать только свободное время. Несмотря на увольнение, я согласен со вторыми и считаю, что работа и музыка дополняют друг друга, как борщ и десерт. Нельзя постоянно есть десерт: он перестанет быть сладким, и нарушится обмен веществ — в данном случае обмен идеями и информацией. Если ты будешь общаться только с музыкантами, твой кругозор сузится и ты сможешь писать песни только о том, как ты пишешь песни.

По-моему, именно рутина позволяет музыканту оставаться человеком и держать связь со слушателями. Когда я начинал заниматься музыкой в детстве, я видел особую ценность в своем обывательском взгляде на песни. Мне казалось, что опытные авторы забывают о том, как слышат музыку обычные люди. И по сей день я стараюсь сохранять в себе «слушательский» подход — примитивный, но важный.

Опытные авторы забывают о том, как слышат музыку обычные люди.

— Думаю, дело не только в культивировании «слушательского» подхода.

— Не будем забывать, что шоу-бизнес — один из самых нестабильных бизнесов. Поэтому то, что я собрал трехтысячный клуб, не гарантирует мне светлого завтра. На эту тему есть история из университета. Я часто рисовал на парах, и, заметив это, один молодой преподаватель задал резонный вопрос: что я делаю на семинаре по макроэкономике в Государственном университете управления? Я ответил, что хочу получить диплом и найти нормальную работу. Он подумал и согласился, что Пушкин, когда начал писать стихи, уже был обеспеченным дворянином и мог себе это позволить. Так вот, с точки зрения карьеры я стараюсь делать все возможное, чтобы мое благосостояние не зависело от творчества, а творчество не зависело от благосостояния. Наверное, в коммерческом искусстве нет ничего плохого, но я так не хочу.

— Всем очень нравятся твои тексты — они поэтичны, с яркой образностью, точными метафорами, их так и хочется растащить на цитаты. Смею предположить, что любовь к слову у тебя с детства. Что ты любил читать в школе?

— Мне нравилось слушать группу «Кирпичи», и для меня Вася Васин остается одним из самых крутых поэтов. Поэты бывают серьезными и умными, но далеко не всем дано достучаться до юных умов. Вася смог — у него есть чувство юмора и хороший слог, ему удалось быть модным и содержательным одновременно. Я думаю, что в плане художественного слова он повлиял на меня сильнее, чем уроки литературы. Я никогда особо не увлекался чтением — я медленно читаю, и мне это быстро надоедает.

— Ну любимые писатели-то есть?

— Довлатов, конечно. Я всегда про него говорю, хотя это было уже не в школе. И Ерофеев. В общем, алкоголики.

Для меня это игра на чужом поле, выездной матч. И попадание на радио — красивый гол.

— А кто еще на тебя повлиял — может, из советской рок-школы?

— В универе мне нравился «Сплин», мы много пели его под гитару. Из-за «Сплина» пришлось научиться зажимать барре. Хотя сейчас я понял, что мои любимые песни — «Аделаида» и «Паузы» — были каверами на «Аквариум» и «Машину времени». Но в оригинале я их не понимаю.

— А Майк?

— Нет. Я узнал о нем, только когда нас стали сравнивать.

— А из современных [артистов] кто, по-твоему, хорошо работает со словом?

— Это очень ответственный вопрос, потому что надо никого не обидеть. Восхваляя Александра Ситникова из «4 позиций Бруно», я не скажу ничего нового — он остается гением. Первопроходцы современного русскоязычного рэпа вроде Хаски и Скриптонита — очень одаренные люди, но у нас разные сферы исследования. Айгель нереально талантлива. Но это все речитатив. В песенном жанре есть очень мощные авторы, которые не приходят в голову просто потому, что их стихи глубоко вплетены в музыку и тяжело осознать их как текст.

— История группы «Дайте танк (!)» нетипична для нашего времени — группа без денег и продюсеров сама проделала путь от залов на 20 человек до «Адреналина». Причем не стремительно, а очень плавно и поступательно. Что в песнях содержится такого, что откликается в сердцах слушателей?

— Я не знаю. Как ты правильно заметил, мы DIY-группа. Я сам себе продюсер, дизайнер и пресс-атташе. Но анализировать самого себя — это уже перебор. И твой вопрос — грустная примета времени. Рецензировать и декодировать свои произведения — как ставить оценки собственным детям или самому себе прописывать антибиотики: тут есть явный конфликт ролей и высокая вероятность ошибки. Мне бы очень хотелось, чтобы независимый эксперт со знанием дела осмыслил «Дайте танк (!)», — думаю, я сам узнал бы много нового.

— Скоро должны пройти ваши самые большие пока сольные концерты в Adrenaline Stadium. Ты волнуешься по этому поводу?

— Я бы хотел ответить на этот вопрос без учета пандемии и рассказать, как я, затаив дыхание, жду встречи с 6000 людей. Но реальность такова, что я затаил дыхание еще весной. Сначала перенес презентацию один раз, потом другой. Теперь стараюсь дышать ровно.

— Что еще помогает тебе держаться в тонусе в отсутствие постоянной работы? Может, делаешь какое-нибудь видео? Ты ведь уже снял несколько клипов «Дайте танк (!)».

— Как ты понял, мое главное опасение перед увольнением было связано с дисциплиной. Я боялся, что собьется режим сна, что я буду забывать поесть и тупить до ночи, а потом просыпаться в полдень и ничего не делать. Но этого не произошло — наверное, я уже достаточно долго жил в рабочем режиме и он стал для меня естественным. Кстати, я даже советовался с Васей Васиным, увольняться мне или нет. Мы выступали на одной сцене фестиваля «Боль» и познакомились на саундчеке. Я знал, что он с юности работает только Васей В., поэтому спросил, как он справляется со свободным временем, — ведь мои знакомые, которые предоставлены сами себе, часто мучаются. И Вася мне говорит: «Ты не поверишь, но я пишу список дел». На самом деле, он прав: дела всегда найдутся. Даже после выхода альбома у меня есть приличный список с расстановкой приоритетов. О чем мы еще говорили?

— О твоих клипах. А еще в интервью «Медузе» ты сказал, что думаешь снять «какое-нибудь кинцо».

— Меня вдохновляют разные формы искусства. Я люблю фантазировать на тему создания фильма или книги — с аналогичным «зрительским» или «читательским» подходом. Если говорить о клипах: своими руками я снимаю только «домашние» работы, в которых простота идет на пользу, а не во вред. Более сложные идеи требуют посторонней помощи, и тут я глубоко благодарен своим чудесным соавторам.

Культура — как качели: она болтается между дилетантами и профессионалами.

— А в упомянутом списке задач музыка на каком месте?

— Пока на первом. Музыка — путь наименьшего сопротивления. Песня длится три минуты, а фильм идет два часа. Я даже удивлен, что фильмы до сих пор снимают. Но если это делают другие люди, значит, могу и я.

— Получается, ты постоянно принимаешь новые вызовы.

— Я не знаю, стоит ли этим гордиться. Здесь может быть двоякое отношение к ответственности перед развитием культуры. Слышал про «войну громкости»? Человеческое ухо воспринимает более громкий звук как более качественный. Из года в год музыка становится все громче. Если взять записи 60-х, они будут чуть ли не в два раза тише современных. Когда мы говорим о дилетантском искусстве, можно сказать, что творчество с каждым годом проще. Раньше были оркестры и сложные партитуры, но все стало упрощаться и дошло до условных Sex Pistols, которые не обязательно умеют играть, но их за это и любят. Или до рэпа, где человек читает текст под минус и этого достаточно для решения творческой задачи.

— Если говорить о современном рэпе, то там и правда очень низкий порог вхождения.

— Возможно, в этом виноваты люди вроде меня, которые берут и снимают клипы без аппаратуры и образования. Но есть и второй взгляд: история циклична, и за каждым витком примитива следует виток усложнения. Даже рок-музыка «переболела» 12-минутными гитарными запилами. Возможно, культура — как качели: она болтается между дилетантами и профессионалами, чтобы поймать оптимальное соотношение смелости и мастерства.

Презентации альбома «Человеко-часы» пройдут 23 и 24 октября в московском Adrenaline Stadium и 15 ноября в петербургском клубе Morze.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249079
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415698
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420083
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425309
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426738