Тори Эймос как-то рассказывала, что, когда она знакомила представителей своего лейбла с третьим альбомом, минималистским фортепианным «Boys for Pele», его встретили максимально кислыми физиономиями: «Только чувак из отдела классики врубился». Слушая новый альбом Ксении Федоровой, второй за год, чувствуешь себя тем самым чуваком из отдела классики — с поправкой на то, что у чувака из отдела классики, наверное, было бы побольше знаний для разговора о подобной музыке. В основе записи — цикл стихов, написанных Ксенией несколько лет назад в подражание японской поэзии; в нем лирическая героиня, расставшись с молодым человеком, превращается в птицу. Впрочем, куда важнее содержания в этих текстах их неортодоксальная, плавающая ритмика — музыкальное сопровождение, в основном состоящее из одного фортепиано, но периодически довольно эффектно прирастающее иными звуками (свистульки, скрипки, бас, диджериду, шумы, электронные биты), пытается отвечать этой изменчивой, часто с трудом уловимой ритмике и приобретает в результате изумительно разреженный, таинственный характер. Здесь звучат завораживающие, призрачные песни, опирающиеся на приемы то академической, то авангардной, то фольклорной музыки, но не вписывающиеся в рамки ни одной из них — скорее, Федорова придумывает индивидуальный, ужасно интересный и невероятно красивый музыкальный язык. В некоторой степени «Песни птиц» можно счесть обратной стороной ее недавнего альбома «Волны». Там звучали импровизационные пьесы, здесь, наоборот, реализуется полный композиторский контроль, но эффект все равно схожий: будто сидишь в сгущающихся сумерках на берегу и слушаешь, как накатывают волны — неравномерно, нерегулярно, но завораживающе.
Space is the place, space is the place
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249392Разговор с невозвращенцем
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416037Откуда мы говорим, или О речевой геопозиции
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202416783Место жительства: везде
Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419472Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420350Дневник отчаявшегося: взгляд из России времен войны
Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425381Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425586Письмо человеку Икс
Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202426930Подземелье
Между страхом и ужасом
Признать симптом
Год, когда рассосалась дружба