Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244964В этом году на фестивале «Усадьба Jazz» особое место отведено культуре Нового Орлеана, считающегося родиной джаза. 14 и 15 июня на площадке «Аристократ» в Архангельском под вывеской «Фестиваль Нового Орлеана» будут проводиться мастер-классы по зайдеко и готовиться джамбалайя (креольский плов), но главное — там будут выступать первоклассные музыканты из Луизианы: блюзовый гитарист и вокалист Лэс Джетрекс, госпел-дива Тара Александер, кларнетист Эван Кристофер, молодой марширующий духовой оркестр 15-й школы на Макдоно-роуд и другие. Одни из самых заметных новоорлеанских гостей — оркестр саксофониста Дональда Харрисона, музыканты которого выступают в костюмах индейцев с карнавала Марди Гра. Старожил Нового Орлеана Дональд Харрисон — автор двух десятков джазовых альбомов и один из хранителей традиций этого великого города. Он носит титул Большого вождя площади Конго и выступал консультантом у продюсеров знаменитого американского сериала «Тримей», который от лица музыкантов рассказывает о жизни города, пострадавшего от урагана.
— Ваш альбом «Spirits of Congo Square» открывается стихами, посвященными Новому Орлеану, — там в конце такая строчка: «...и как этот ритм слышен в местном говоре». Это красивый образ, но я не могу не спросить: действительно ли музыка по-прежнему настолько глубоко сплетена с жизнью города?
— Новый Орлеан — один из самых музыкальных городов Америки, здесь жива старая музыкальная культура. Каждый раз, как кто-то женится или происходит еще что-то важное, звучит традиционная музыка — и люди собираются, танцуют, веселятся. Музыка тут повсюду.
— А что, по-вашему, не дает городу превратиться в джазовый Диснейленд?
— Люди в Новом Орлеане любят свой город и свою музыку. Эта музыка — часть их наследия, и они ее берегут. Они рождаются с ней, живут в ней и передают ее дальше. Мы здесь любим нашу культуру, а не те деньги, что она приносит.
— О'кей, давайте тогда поговорим о наследии. Вы же — Большой вождь площади Конго…
— Все так.
— А что именно это значит? С индейцами Марди Гра вообще есть такая сложность: очень трудно пробраться дальше красивых перьев и разглядеть за ними традицию — можете что-то рассказать о ней?
— Ну, сам я больше не индеец, я занимаюсь сохранением не этой конкретной традиции, а вообще того, что выросло из культуры площади Конго (знаменитая площадь в квартале Тримей — с начала XVIII века рабы из африканских колоний собирались там по воскресеньям, чтобы танцевать, петь и играть свою музыку. — Ред.). А почему это важно? Все дело в сердце и душе. Если вы слышите барабаны и это трогает вас — значит, это что-то нужное. Если вы слышите пение и оно трогает вас — значит, это что-то нужное, что-то, что необходимо сохранить. Я люблю эту музыку и хочу делиться ею. Это главное. Музыка — это время для счастья.
— Я должен признаться, что во многом мое представление о Новом Орлеане сформировано сериалом HBO «Тримей». Как по-вашему, насколько адекватен образ города, созданный Дэвидом Саймоном?
— Знаете, разные люди по-разному видят культуру Нового Орлеана. То, что вы видите в этом шоу, — это представление продюсеров HBO о нашем городе. У меня оно другое. В истории, которую они рассказали, есть какая-то правда, но это не моя правда.
Дональд Харрисон снимался в одном из эпизодов сериала
— Но музыка помогла городу восстановиться после урагана «Катрина»?
— Да, определенно. Мне кажется, что очень многие тогда почувствовали, что могут навсегда потерять культуру Нового Орлеана, и приехали сюда помогать нам. Тут были люди со всего мира, и мы очень благодарны каждому из них за то, что сегодня можем продолжать ту традицию, которая, по-моему, составляет важную часть мировой музыкальной культуры. Были и те, кто помогал лично мне продолжать делать то, что я делаю, так что мне очень повезло.
— А что за музыка звучит в Новом Орлеане сегодня? Наверное, все-таки не традиционный джаз? Вот, например, ваш племянник Кристиан Скотт совсем другую музыку играет.
— Кристиан Скотт начал играть в моей группе, и то, что он делает сейчас, — это продолжение того, что делал я много лет назад. Он, на самом деле, играет нуво-свинг. Я начал это, когда впервые оказался в Нью-Йорке, я тогда мешал местный джаз с новоорлеанским, с фанком и R'n'B. И многие музыканты, прошедшие через мою группу, учившиеся у меня, выработали свой стиль на основе тех изобретений, которые я создал много лет назад, еще до того, как они родились. Вы, может, слышали фанковую версию «So What», которую Кристиан играет? Но вы можете послушать и мой старый альбом, на котором играет Кристиан, и там тоже будет фанковая «So What».
— Вы же, кстати, какую только музыку не играли. Не знаю, есть ли еще примеры музыкантов, которые записывались на известном фри-джазовом лейбле Black Saint и при этом имеют в дискографии поп-джаз-альбомы, побывавшие в чарте Billboard.
— Единственная возможность придумать что-то новое, как мне казалось, заключалась в том, чтобы взять самые разные виды музыки и смешать их. Это была моя концепция. И сегодня молодые музыканты продолжают делать то же самое. Моя музыка — это мой опыт, поэтому я чувствую, что она настоящая. Я играл со многими большими музыкантами, управлял самыми разными ансамблями, и когда я соединил весь этот опыт, в том, что получилось, по-моему, сохранилась аутентичность. Большая разница — прожить с чем-то или знать об этом понаслышке. Так родился джаз — из смешения музыкального опыта многих людей: из Африки, из Европы, с островов. Получился новый, аутентичный стиль. И я чувствую, что продолжаю это дело, принимая и любя каждого за то, что он делает.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244964Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246520Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413100Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419582Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420244Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422894Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423653Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428829Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428956Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429612