2 декабря 2014Современная музыка
171

Поп наш!

В отличие от автопрома, демократии и сельского хозяйства, русская поп-музыка за последние 20 лет невероятно прогрессировала — полагает Михаил Борзенков

текст: Михаил Борзенков
Detailed_picture© Colta.ru

COLTA.RU продолжает дискуссию о судьбах отечественной музыки. В противовес скептику Андрею Бухарину главный редактор журнала Stereo&Video и по совместительству фронтмен синти-поп-дуэта Elektromonteur Михаил Борзенков считает, что русская поп-музыка сейчас переживает лучшие времена.

Я понимаю, откуда рождается этот порыв — топать ногами и кричать «В топку!» во время прослушивания новой русской музыки.

Всем нам очень хочется, чтобы заиграла песня на родном языке — и мурашки побежали по коже, а слезы покатились по щекам. Чтобы американские чарты трещали под напором русских голосов, а Джимми Фэллон, когда пародировал бы русского певца, говорил не «какой-то русский», а «новая звезда» или «великий и прекрасный» и уважительно произносил имя, старательно выговаривая непростые слоги. Но мурашки не бегут, чарты стоят непоколебимы, и потому мы не можем сдержать свой праведный гнев и восклицаем — ну почему же с русской музыкой все так плохо?!

Окститесь, с ней все хорошо — лучше, чем когда-либо за последние 100 лет!

Я прекрасно помню, что еще какие-то десять лет назад формулировка «звучит так, что ни за что не угадаешь, что эта группа из России» была не снисходительным клише для целой когорты актуальных музыкантов, а недостижимым идеалом, о котором грезили на каждой репетиционной базе. Добиться модного, актуального звука, неотличимого на слух от западных коллег, было мечтой нескольких поколений русских поп- и рок-музыкантов. Об этом мечтали и при Александре Градском, который в студии «Мелодии» пытался сделать не хуже, чем у Джорджа Мартина на Abbey Road, и при Юрии Чернавском, соперничавшем в домашней студии с Police и Yello, и даже в любительском Ленинградском рок-клубе — вспоминаем альбом «Радио Африка», где Борис Гребенщиков с помощью Сергея Курехина тщательно старался воспроизвести модные звуковые конструкции британской «новой волны». Мечтали и при Лагутенко с Земфирой — зря они, что ли, свои альбомы дружно ездили писать в Лондон?

Вообще говоря, это интересный феномен, потому что у академических музыкантов никогда не было проблемы с профессиональным признанием на Западе. Русские скрипачи, пианисты, оперные певцы — я уж не говорю о композиторах — всегда находили своего слушателя в Европе и Америке. Но вот язык поп-музыки русским никогда не давался. Мне рассказывал один звукорежиссер, пожелавший остаться неизвестным, как ему приходилось возить на британские студии наших звезд и тамошние техники ненавязчиво заменяли русских музыкантов местными сессионными. Наши не могли обеспечить такие тонкости, как интонирование и правильное звукоизвлечение.

Да, Брайан Ино и Дейв Стюарт в конце 1980-х сильно впечатлились своеобразием вдруг открывшегося миру русского рока, но вытащить на другой уровень никого из своих протеже им так и не удалось. Почему?

Ответ на этот вопрос мы пытались дать все последние 20 лет, и, мне кажется, в начале 2000-х в стране сложился однозначный консенсус по поводу того, что за ответ это должен быть. Вот он: надо научиться звучать не хуже, чем «там». Причем идея эта овладела умами музыкантов всех масштабов и жанров — от мала до велика. На прокуренных репбазах трудились парни, изображающие Franz Ferdinand, на большой поп-арене Дима Билан и Сергей Лазарев записывали англоязычные альбомы, а самую добрую порцию масла в этот огонь подлила группа t.A.T.u., которая внезапно выстрелила со своим провокационным тин-попом на весь мир. Давайте смотреть правде в глаза: t.A.T.u. стал первым и пока последним, но самым настоящим успехом русской поп-музыки. И хоть дуэт с первых нот звучал близко к тому, как было принято «там», — песни пришлось перевести на английский и перезаписать под руководством британского хитмейкера Тревора Хорна, и только тогда все получилось.

Окститесь, с русской музыкой все хорошо — лучше, чем когда-либо за последние 100 лет!

А что же происходит теперь? А теперь вечная проблема «как сделать так же» исчезла. Не надо ехать за звуком в Лондон или Берлин. Загляните во «ВКонтакте» — да там каждый день вываливают по десять релизов российских групп, звучащих неотличимо от своих европейских и американских сверстников. У нас полно музыкантов, которые вообще не работают на Россию, а продают свои треки прямо туда — за границу. Motorama, Tesla Boy, Pompeya и On-the-Go ездят на гастроли в Европу и Америку не как русские диковинки, а как «еще одна модная группа» неважно из какой страны. Звукорежиссер On-the-Go и Поко Кокса Сергей Лугинин сидит у себя в московской квартире и накручивает звук артистам модных американских (Glenview Records) и немецких (Growing Bin Records) лейблов.

А вот и комический пример: разбитной коллектив Swanky Tunes из среднерусского города Смоленска держит в Фейсбуке группу на 298 000 человек (для сравнения: у «Мумий Тролля» — 83 000), гастролирует со своим немудреным электрохаусом по азиатским курортным фестивалям и, оставаясь все в том же Смоленске, зарабатывает на жизнь исключительно международными гастролями. Макс Фадеев перекраивает девичью группу Serebro с прицелом на итальянский рынок — под их клипом на YouTube 23 миллиона просмотров, а русскоязычные комментарии теряются среди европейских вздохов о красоте русских девушек где-то далеко на 70-й странице. Что это такое? Это нормальная интеграция нашей попсы в мировой контекст. Технически она уже состоялась.

В отличие от автопрома, демократии и сельского хозяйства, русская поп-музыка за последние 20 лет невероятно прогрессировала. Вы, например, в Греции не пытались слушать радио в такси? Или в Турции? Вот где ужас и кошмар — череда воющих в псевдонациональном стиле вокалистов, рядом с которыми репертуар радио «Шансон» покажется изысканным и утонченным. А теперь включите «Русское радио» (ведь никто из нас этого давно не делал): там вам Вера Брежнева споет, и певица Нюша, и знаете что — звук у Нюши почти как у Кайли, песни сложные, аранжировки с подвывертом. Это давным-давно уже не группа «Комбинация» и не «Сестры Зайцевы». Я еще крепко подумаю, если мне предложат выбрать между Нюшей и Бритни, — так вот взвесишь и подумаешь: а Нюша-то ого-го еще! Беспросветная пошлость, присущая музыкальным культурам окраин, из русской популярной музыки заметно подвыветрилась. Даже герой шансона Григорий Лепс — и тот ворует песни у группы Coldplay: о чем-то это да говорит.

Я помню, как меня тошнило, когда в 87-м году из палатки на углу играла русская попса — все эти Газмановы, Казаченко и «На-На». Слава богу, сегодня русский мейнстрим уверенно шагнул в сторону от сиротской песни. Теперешних звезд можно слушать и не кривиться, краснея и сгорая от стыда. То же самое касается поколения инди. Группа «Наадя» может нравиться или нет, но ее трудно упрекнуть в том, что музыка у нее провинциальная. Чем лучше какая-нибудь обласканная зарубежной прессой группа Chvrches? Да вообще ничем. Московский квинтет Race to Space играет отменное эпическое электро и романтический трип-хоп, неотличимые по качеству от того, что к нам завозят из Германии или Англии на вечеринки в «Шестнадцать тонн». Адская группа Equal Minds Theory выдает идеально сыгранный и великолепно записанный маткор (не то что у европейских коллег, кстати). «Эфемерный» Антон Маскелиаде поет на полуптичьем английском, разъезжает по европейским фестивалям, колдует над беспроводным контроллером Leap Motion, а американский производитель Source Audio уже присылает ему свои устройства бесплатно, как одному из первых музыкантов в мире, кто сделал на этой технологии нечто выдающееся. Примеров можно привести еще много.

Так что же здесь плохого? Каждый день этой музыки все больше и в самых разных стилях, конкуренция все жестче, и каждый хочет прыгнуть дальше. Поэтому определение «как там» успело превратиться из превосходной характеристики в уничижительную. «Не хуже, чем там» у российских музыкантов уже получилось. А «лучше, чем там» — дело времени. Оглянитесь вокруг — русская развлекательная музыка никогда еще не была такой профессиональной, разнообразной и качественно сделанной, как сейчас.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244933
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246487
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413075
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419559
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423635
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428937
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429591