Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244894Московская группа Pompeya, представлявшая Россию на всеамериканском фестивале SXSW, сейчас больше озабочена своей карьерой за пределами нашей страны. Возможно, поэтому по ее новому видео, снятому на песню с новейшего альбома «Real», вы ни за что не догадаетесь, что эта песня русской группы. В кадре: американская Пасадена, американские школьники и американский футбол. Премьера клипа тоже состоялась в Америке.
— Кто вам снимает клипы — нью-йоркский лейбл No Shame или вы сами? Насколько группа контролирует процесс? Как был сделан «Pasadena»?
— Мы контролируем процесс как минимум на уровне сценария и выбора режиссера. За бюджет отвечает лейбл. Клип «Liar» был снят нашей российской командой Stereotactic, и мы были в курсе процесса, принимали в нем какое-то участие (дистанционно). Клип «Pasadena» был полностью снят американской командой (режиссер Джош Форбс) — в нем мы участвовали на уровне выбора сценария. Бывает по-разному. Есть клипы, которые были сняты при нашем участии или финансировании («90», «YAHTBMF», «Slow» и т.д.). В какой-то момент мы перестали инвестировать в свои клипы — теперь это делает только лейбл.
— Пока я смотрел клип, я вспомнил одного персонажа из сумасбродной «Noel Fielding's Luxury Comedy»: там был обжора-полицейский, который разговаривал со своей сварливой раной — она его постоянно обзывала тупицей. Вы видели это шоу? Все совпадения случайны?
— Вот тут вопрос лучше бы задать режиссеру :) я смотрю это видео как зритель — у меня свои ассоциации. Рад, что у нас появился типичный американский клип с типичной американской школой.
— По вашим клипам, как, впрочем, и по музыке, нельзя понять, что вы — группа из России. Хотя думается, что в России немало натуры для съемок и это можно было бы даже сделать фирменным стилем. Так получается непреднамеренно или это ваша осознанная стратегия «не иметь ничего общего с родиной»?
— Ну почему же — в «Liar» много российской натуры из 90-х: «голден палас», бандиты, ананасы. В клипе «YAHTBMF» заброшенный завод АЗЛК, полеты на «Яке» и так далее.
У нас нет четкой концепции — показывать в клипах только Россию, мы не отказываемся и от других локаций: «Power» и «Slaver» сняты в Доминикане, «Slow» снят в Лос-Анджелесе — но русским фотографом Лешей Киселевым. Такой мегамикс получается — глобализация.
Все, что мы зарабатываем в России, в основном в России же и оставляем.
— Большой резонанс в соцсетях получило ваше высказывание в статье Newsweek о том, что Россия — это яма в смысле возможностей для инди-групп (цитирую: «Careerwise, Russia is a pit. There are no big opportunities for bands like us. Though it is still a cool country in which to get drunk and to travel».) Мне кажется, вы кривите душой — есть подозрение, что сейчас Pompeya больше зарабатывает в России, чем в Штатах, и тратит эти деньги на развитие международной карьеры, а не наоборот. Я не прав?
— В интервью речь идет о международной (подчеркиваю) карьере, о группах, которые пытаются вырваться с локального уровня на мировой. Думаю, все согласятся с тем, что Россия не является лучшим плацдармом для выхода на международную (подчеркиваю) сцену. Все, что происходит тут, мало заметно там. Даже многочисленные упоминания в блогах и разных западных СМИ все равно не дают русскому артисту нужного фидбека. Именно это я и имею в виду, говоря о «яме» или о «недостаточно больших возможностях». (Пример: лейбл No Shame заметил нас благодаря нашим же собственным усилиям — когда в 2010 году мы рассылали имейлы по всему миру.) Все остальное спишем на тонкости перевода и формат издания, которое из большого интервью выбрало самые остренькие фразы. И их все же следует воспринимать с долей иронии.
Что касается трат — в Америке все расходы (промо, туры, клипы, издание винила, CD и т.п.) лежат на лейбле. Все, что мы зарабатываем в России, в основном в России же и оставляем.
— Возвращаясь к клипу «Pasadena»: а вас в школе обижали хулиганы? Или вы сами были хулиганом? Какое у вас было школьное прозвище?
— Я точно не был хулиганом, но и не сказать, что меня сильно обижали. А вот Денис (басист) был — да он и сейчас им остается! Придумывает обидные прозвища и прессует постоянно после репетиций… невозможно уже.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244894Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246450Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413040Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419528Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420197Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422848Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423608Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428774Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428910Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429563