Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245239Черные джинсы, темные солнечные очки, одноцветные майки и легкие спортивные сумки. Ничем не выделяющиеся на фоне обычной толпы британские рокеры The Ghosts с самого утра изучают московские улицы. К их удивлению, на рекламном плакате одной из остановок они замечают мужчину в точно такой же майке, как и один из участников группы — Алекс Шарман. Вторая шокирующая новость: с афиши на них смотрит один из самых успешных в России певцов — Григорий Лепс. Спустя еще пять минут они уже слушают в своих смартфонах его нетленный хит про «Я уеду жить в Лондон», удивляются забавному совпадению и тому, что популярный артист в России позволяет себе выглядеть как британский турист наутро после пьянки.
Для британцев The Ghosts знакомство с Россией пошло по весьма нестандартному сценарию. Сперва музыканты выступили во Владивостоке на фестивале V-ROX 2014, куда их пригласил друг Илья Лагутенко. А уж затем спустя десять месяцев вернулись, чтобы наконец увидеть российскую столицу. За три недели до приезда вокалист группы Алекс Старлинг почитал о Москве и решил наметить места, обязательные для посещения. Список возглавили Патриаршие пруды. Накануне поездки Старлинг совершенно случайно купил книгу Булгакова «Мастер и Маргарита» в одном из книжных магазинов Лондона. Разумеется, на английском языке. Разумеется, со странными иллюстрациями, больше подходящими для японского комикса. И, разумеется, изначально не подозревая о происхождении автора. Однако при ближайшем рассмотрении пруды оказались маленькой лужицей. А на главной аллее больше бросаются в глаза памятники, иллюстрирующие басни Крылова. И только едва заметный в ветвях деревьев предупреждающий знак «Не разговаривайте с незнакомцами!» произвел на иностранцев должное впечатление. Роман «Мастер и Маргарита» зарубежному читателю дается тяжело. К моменту своего приезда в Москву Алекс не дошел еще до глав с основной героиней: «Я осилил уже четверть книги. И это так не похоже на то, что я читал раньше. Все такое странное, захватывающее, мистическое. Но сдаваться я не намерен, продолжу чтение в самолете, когда полечу домой».
Группа The Ghosts в Британии уверенно набирает позиции среди новых групп. Их дебютный альбом «The End», увидевший свет в 2012 году, был хорошо принят критиками The Guardian и NME. Сами же музыканты не спеша работают над второй пластинкой и параллельно готовятся к выступлению на крупнейшем британском фестивале Гластонбери в предстоящие выходные. Правда, у них самих этот факт не вызывает столь бурного восторга, как у русских.
«Я уже выступал на Гластонбери дважды, — скромно говорит Алекс Старлинг. — В составе других групп. С командой Swimming Pool и… Я уже и не помню названия второго коллектива. В прошлый раз перед нами собралось 19 000 человек. Атмосфера была, как будто это маленький городок вышел на главную площадь. Вдали видно было каждую палаточку, каждый огонек, который горел в ней. Удивительная картина! А вот для The Ghosts это будет первый раз. Гластонбери — хорошее событие. Но, если честно, я не очень люблю английские фестивали. Они все похожи. Если ты британская группа, то ты играешь на одном фестивале, на следующей неделе — на другом, еще через неделю — на третьем. Одни и те же группы, атмосфера, люди. Это все уже становится не таким захватывающим! Гластонбери — это, безусловно, уровень. Но, когда бы я туда ни пришел, я не буду удивлен, я не открою для себя ничего нового».
На Гластонбери The Ghosts выступают сразу на нескольких сценах, в том числе и на акустической. В качестве специальных гостей нью-йоркского фолк-певца Бобби Лонга. «Мы с Бобби давно знаем друг друга. Он сам из Лондона. И является большим фанатом The Ghosts. Шесть лет назад он переехал в Нью-Йорк. Но мы остались на связи. И вот теперь он позвал нас выступить перед его сетом!» — рассказывает Алекс.
В Москве британцы тоже оказались не просто так. На 20 и 21 июня у них были намечены выступления в недавно открывшемся на Тверской «Мумий Тролль Баре» по приглашению все того же Ильи Лагутенко. Два года назад лидер группы «Мумий Тролль» написал сообщение Алексу и позвал на свое выступление в Ливерпуле. «А на следующее утро у нас был совместный завтрак. И он рассказал нам о своем фестивале V-ROX. Он настолько приятный человек и талантливый артист. Мы не смогли отказать ему в участии в его проекте. Потом это вылилось в еще более интересную коллаборацию. На одной из его новых песен “Где вы, девочки?” я немного играл на клавишных. Он прислал мне несколько файлов с этой песней. А я записал свою партию. Надеюсь, он уже представил этот сингл в России».
Столица для британцев открывалась почти с чистого листа. Они специально не стали много читать о Москве, чтобы не испортить впечатления. «Конечно же, я видел до этого фотографии Кремля. Зато не смотрел ни одного снимка с Красной площади. И даже не понял сначала, где мы стоим», — поясняет Алекс. Пешеходная старинная Никольская улица, Исторический музей, Красная площадь, собор Василия Блаженного — все это The Ghosts видели впервые. «А это какая-то специальная трибуна для парадов? С нее произносят речь?!» — предполагает Алекс Старлинг при виде Мавзолея Ленина. Большой Каменный мост, церковь Pussy Riot, Болотная площадь и Лужков мост с его тяжелыми железными деревьями, увешанными многотонными замками, — все это не вызывает у британцев никаких вопросов. Они дежурно регистрируют достопримечательности на свои смартфоны. Пока перед ними не предстает статуя Петра Первого в исполнении Церетели. «Почему она такая большая? Это красиво упакованный стратегический запас железа в России?» — предполагает барабанщик группы Тобиас.
Парк «Музеон» удивляет лондонцев своим отсутствием правил езды на велодорожках, на которых можно встретить родителей с колясками, двухлетних детей на самокатах и пешеходов, остановившихся именно в этом месте для того, чтобы набрать сообщение. А также полным отсутствием вегетарианской еды. После получасовых поисков звукорежиссер группы — Филип — решил сдаться и заказать себе гирос в одной из уличных палаток. «Я грек по происхождению. По-моему, попробовать греческое мясное блюдо в России — достойный повод для того, чтобы нарушить десятилетний вегетарианский стаж», — находит себе оправдание Филип.
Неожиданным подарком для британцев стали скульптуры, густо населяющие «Музеон», и гигантские ордена с символикой СССР. Однако, увидев бюсты Сталина, Ленина, Пушкина, музыканты задались целью найти… Рахманинова. В их представлении это главная российская звезда. Рахманинова в «Музеоне» не оказалось.
Отдельным пунктом в списке The Ghosts стояло московское метро. Как выяснилось, подземкой музыканты исправно пользуются только в родном Лондоне и в Германии. Однако наслышаны о красоте московских станций. После получасовой экскурсии фронтмен группы Алекс Старлинг вынес вердикт: «Ваше метро больше походит на музей. Очень широкое, высокое, светлое. Со множеством скульптур и мозаик. Это удивительно!»
Но больше всего иностранцев впечатлил «Детский мир». Они зашли туда с целью попасть на смотровую площадку. Как вдруг за ними стали бегать ростовые куклы персонажей мультиков: Маша и Медведь, Змей Горыныч, Избушка на курьих ножках и совершенно выбивающийся из общей картины мира огромный Трансформер. Лучшего аттракциона, чем главный холл московского детского универмага, британцы и представить не могли. Пребывая в щенячьем восторге от увиденного, The Ghosts наконец поднялись на смотровую площадку здания… И через минуту столкнулись на маленьком пятачке крыши с мамой Ильи Лагутенко. Елена Борисовна показывала столицу своим друзьям. Встреча оказалась чистым совпадением, но теперь лондонцы полностью понимают смысл поговорки «Москва — большая деревня»!
В оба концертных дня к началу собственного выступления в «МТ Баре» музыканты приходили, настолько переполненные эмоциями, что стремились обсудить их почти с каждым гостем. В результате у британцев сложилось полное впечатление, что нет людей гостеприимнее на планете, чем русские. «Москва — очень гостеприимный город. Я хочу снять об этом фильм для моих друзей в Британии. Знаете, каждый раз, когда я собирался поехать в Россию, я встречал сочувствующие взгляды и ремарки в духе “Будь осторожен! Там не очень любят иностранцев!” Я хочу показать им, что все как раз наоборот», — поделился своими планами Алекс Старлинг.
Публика в «МТ Баре» в дни концертов делилась на две части: поклонники The Ghosts и случайные прохожие, зашедшие пропустить стаканчик-другой и попробовать морских деликатесов. Но британских музыкантов такой расклад ничуть не смущает. «Я очень люблю бары. Мне нравится, когда публика может оторваться от того, что она ест и о чем говорит. И обратить внимание на новую для них музыку, — пояснил Алекс. — Мне нравится играть в самых различных местах. Мне не нужны только большие стадионные площадки. В Лондоне все очень маленькое. У нас есть одно из самых популярных мест — “Гараж”. И там играют очень крутые группы. И “Мумий Тролль” там играли. Так вот, это место намного меньше, чем “МТ Бар”».
Фразами «Не бойтесь подойти ближе!» и «Сегодня вечеринка в первых рядах», идеально произнесенными на русском языке, Алекс Старлинг и его команда открывали свой часовой сет. После такого приглашения переполненный «МТ Бар» не мог не ответить взаимностью. И вскоре все гости клуба стремились в первые ряды танцпола.
На волне успеха The Ghosts пообещали, что когда наконец родится их второй полноценный альбом, они непременно заедут с гастролями в Москву. Материал для пластинки уже готов, но британцы слишком требовательны к себе, чтобы с первого раза выпустить его в свет: «Мы уже записали первую версию. Но мы ей недовольны. Нам кажется, что все это может звучать еще более интересно. Поэтому мы вернемся в студию с нужным нам продюсером и все перезапишем».
The Ghosts не стремятся затмить в Британии группы Kasabian и Muse. Лондонские рокеры, как и их друзья, группа «Мумий Тролль», — какой-то новый тип музыкантов, не столько стремящихся к увеличению размеров своего фан-клуба, сколько жаждущих новых впечатлений, площадок и экспериментов. «Я никогда не мечтал о том, чтобы создать самую крутую группу в мире! — рассуждает Алекс Старлинг. — Я был заинтересован больше в том, чтобы не переставая писать песни. Для меня в равной степени важно то, что я делаю для моей группы, и то, что делаю для сторонних исполнителей, с которыми работаю как автор. Я хотел бы, чтобы The Ghosts выпустили много альбомов. Но это покажет время. Раньше лейблы рулили музыкальными вкусами людей. Говорили, какую группу нам стоит слушать. В интернете вы можете слушать что вам нравится. Поэтому вам не нужно зацикливаться на одной группе. И вот я даже не знаю: нужно ли сейчас музыканту стремиться быть популярным?»
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245239Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246846Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413326Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419782Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420499Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423102Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423854Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429059Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429153Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429822