«Призраки» в Москве

Наталья Родина прогулялась по Москве с британской рок-группой The Ghosts, готовящейся выступить на Гластонбери

текст: Наталья Родина

Черные джинсы, темные солнечные очки, одноцветные майки и легкие спортивные сумки. Ничем не выделяющиеся на фоне обычной толпы британские рокеры The Ghosts с самого утра изучают московские улицы. К их удивлению, на рекламном плакате одной из остановок они замечают мужчину в точно такой же майке, как и один из участников группы — Алекс Шарман. Вторая шокирующая новость: с афиши на них смотрит один из самых успешных в России певцов — Григорий Лепс. Спустя еще пять минут они уже слушают в своих смартфонах его нетленный хит про «Я уеду жить в Лондон», удивляются забавному совпадению и тому, что популярный артист в России позволяет себе выглядеть как британский турист наутро после пьянки.

Для британцев The Ghosts знакомство с Россией пошло по весьма нестандартному сценарию. Сперва музыканты выступили во Владивостоке на фестивале V-ROX 2014, куда их пригласил друг Илья Лагутенко. А уж затем спустя десять месяцев вернулись, чтобы наконец увидеть российскую столицу. За три недели до приезда вокалист группы Алекс Старлинг почитал о Москве и решил наметить места, обязательные для посещения. Список возглавили Патриаршие пруды. Накануне поездки Старлинг совершенно случайно купил книгу Булгакова «Мастер и Маргарита» в одном из книжных магазинов Лондона. Разумеется, на английском языке. Разумеется, со странными иллюстрациями, больше подходящими для японского комикса. И, разумеется, изначально не подозревая о происхождении автора. Однако при ближайшем рассмотрении пруды оказались маленькой лужицей. А на главной аллее больше бросаются в глаза памятники, иллюстрирующие басни Крылова. И только едва заметный в ветвях деревьев предупреждающий знак «Не разговаривайте с незнакомцами!» произвел на иностранцев должное впечатление. Роман «Мастер и Маргарита» зарубежному читателю дается тяжело. К моменту своего приезда в Москву Алекс не дошел еще до глав с основной героиней: «Я осилил уже четверть книги. И это так не похоже на то, что я читал раньше. Все такое странное, захватывающее, мистическое. Но сдаваться я не намерен, продолжу чтение в самолете, когда полечу домой».

Группа The Ghosts в Британии уверенно набирает позиции среди новых групп. Их дебютный альбом «The End», увидевший свет в 2012 году, был хорошо принят критиками The Guardian и NME. Сами же музыканты не спеша работают над второй пластинкой и параллельно готовятся к выступлению на крупнейшем британском фестивале Гластонбери в предстоящие выходные. Правда, у них самих этот факт не вызывает столь бурного восторга, как у русских.

«Я уже выступал на Гластонбери дважды, — скромно говорит Алекс Старлинг. — В составе других групп. С командой Swimming Pool и… Я уже и не помню названия второго коллектива. В прошлый раз перед нами собралось 19 000 человек. Атмосфера была, как будто это маленький городок вышел на главную площадь. Вдали видно было каждую палаточку, каждый огонек, который горел в ней. Удивительная картина! А вот для The Ghosts это будет первый раз. Гластонбери — хорошее событие. Но, если честно, я не очень люблю английские фестивали. Они все похожи. Если ты британская группа, то ты играешь на одном фестивале, на следующей неделе — на другом, еще через неделю — на третьем. Одни и те же группы, атмосфера, люди. Это все уже становится не таким захватывающим! Гластонбери — это, безусловно, уровень. Но, когда бы я туда ни пришел, я не буду удивлен, я не открою для себя ничего нового».

На Гластонбери The Ghosts выступают сразу на нескольких сценах, в том числе и на акустической. В качестве специальных гостей нью-йоркского фолк-певца Бобби Лонга. «Мы с Бобби давно знаем друг друга. Он сам из Лондона. И является большим фанатом The Ghosts. Шесть лет назад он переехал в Нью-Йорк. Но мы остались на связи. И вот теперь он позвал нас выступить перед его сетом!» — рассказывает Алекс.

В Москве британцы тоже оказались не просто так. На 20 и 21 июня у них были намечены выступления в недавно открывшемся на Тверской «Мумий Тролль Баре» по приглашению все того же Ильи Лагутенко. Два года назад лидер группы «Мумий Тролль» написал сообщение Алексу и позвал на свое выступление в Ливерпуле. «А на следующее утро у нас был совместный завтрак. И он рассказал нам о своем фестивале V-ROX. Он настолько приятный человек и талантливый артист. Мы не смогли отказать ему в участии в его проекте. Потом это вылилось в еще более интересную коллаборацию. На одной из его новых песен “Где вы, девочки?” я немного играл на клавишных. Он прислал мне несколько файлов с этой песней. А я записал свою партию. Надеюсь, он уже представил этот сингл в России».

Столица для британцев открывалась почти с чистого листа. Они специально не стали много читать о Москве, чтобы не испортить впечатления. «Конечно же, я видел до этого фотографии Кремля. Зато не смотрел ни одного снимка с Красной площади. И даже не понял сначала, где мы стоим», — поясняет Алекс. Пешеходная старинная Никольская улица, Исторический музей, Красная площадь, собор Василия Блаженного — все это The Ghosts видели впервые. «А это какая-то специальная трибуна для парадов? С нее произносят речь?!» — предполагает Алекс Старлинг при виде Мавзолея Ленина. Большой Каменный мост, церковь Pussy Riot, Болотная площадь и Лужков мост с его тяжелыми железными деревьями, увешанными многотонными замками, — все это не вызывает у британцев никаких вопросов. Они дежурно регистрируют достопримечательности на свои смартфоны. Пока перед ними не предстает статуя Петра Первого в исполнении Церетели. «Почему она такая большая? Это красиво упакованный стратегический запас железа в России?» — предполагает барабанщик группы Тобиас.

Парк «Музеон» удивляет лондонцев своим отсутствием правил езды на велодорожках, на которых можно встретить родителей с колясками, двухлетних детей на самокатах и пешеходов, остановившихся именно в этом месте для того, чтобы набрать сообщение. А также полным отсутствием вегетарианской еды. После получасовых поисков звукорежиссер группы — Филип — решил сдаться и заказать себе гирос в одной из уличных палаток. «Я грек по происхождению. По-моему, попробовать греческое мясное блюдо в России — достойный повод для того, чтобы нарушить десятилетний вегетарианский стаж», — находит себе оправдание Филип.

Неожиданным подарком для британцев стали скульптуры, густо населяющие «Музеон», и гигантские ордена с символикой СССР. Однако, увидев бюсты Сталина, Ленина, Пушкина, музыканты задались целью найти… Рахманинова. В их представлении это главная российская звезда. Рахманинова в «Музеоне» не оказалось.

Отдельным пунктом в списке The Ghosts стояло московское метро. Как выяснилось, подземкой музыканты исправно пользуются только в родном Лондоне и в Германии. Однако наслышаны о красоте московских станций. После получасовой экскурсии фронтмен группы Алекс Старлинг вынес вердикт: «Ваше метро больше походит на музей. Очень широкое, высокое, светлое. Со множеством скульптур и мозаик. Это удивительно!»

Но больше всего иностранцев впечатлил «Детский мир». Они зашли туда с целью попасть на смотровую площадку. Как вдруг за ними стали бегать ростовые куклы персонажей мультиков: Маша и Медведь, Змей Горыныч, Избушка на курьих ножках и совершенно выбивающийся из общей картины мира огромный Трансформер. Лучшего аттракциона, чем главный холл московского детского универмага, британцы и представить не могли. Пребывая в щенячьем восторге от увиденного, The Ghosts наконец поднялись на смотровую площадку здания… И через минуту столкнулись на маленьком пятачке крыши с мамой Ильи Лагутенко. Елена Борисовна показывала столицу своим друзьям. Встреча оказалась чистым совпадением, но теперь лондонцы полностью понимают смысл поговорки «Москва — большая деревня»!

В оба концертных дня к началу собственного выступления в «МТ Баре» музыканты приходили, настолько переполненные эмоциями, что стремились обсудить их почти с каждым гостем. В результате у британцев сложилось полное впечатление, что нет людей гостеприимнее на планете, чем русские. «Москва — очень гостеприимный город. Я хочу снять об этом фильм для моих друзей в Британии. Знаете, каждый раз, когда я собирался поехать в Россию, я встречал сочувствующие взгляды и ремарки в духе “Будь осторожен! Там не очень любят иностранцев!” Я хочу показать им, что все как раз наоборот», — поделился своими планами Алекс Старлинг.

Публика в «МТ Баре» в дни концертов делилась на две части: поклонники The Ghosts и случайные прохожие, зашедшие пропустить стаканчик-другой и попробовать морских деликатесов. Но британских музыкантов такой расклад ничуть не смущает. «Я очень люблю бары. Мне нравится, когда публика может оторваться от того, что она ест и о чем говорит. И обратить внимание на новую для них музыку, — пояснил Алекс. — Мне нравится играть в самых различных местах. Мне не нужны только большие стадионные площадки. В Лондоне все очень маленькое. У нас есть одно из самых популярных мест — “Гараж”. И там играют очень крутые группы. И “Мумий Тролль” там играли. Так вот, это место намного меньше, чем “МТ Бар”».

Фразами «Не бойтесь подойти ближе!» и «Сегодня вечеринка в первых рядах», идеально произнесенными на русском языке, Алекс Старлинг и его команда открывали свой часовой сет. После такого приглашения переполненный «МТ Бар» не мог не ответить взаимностью. И вскоре все гости клуба стремились в первые ряды танцпола.

На волне успеха The Ghosts пообещали, что когда наконец родится их второй полноценный альбом, они непременно заедут с гастролями в Москву. Материал для пластинки уже готов, но британцы слишком требовательны к себе, чтобы с первого раза выпустить его в свет: «Мы уже записали первую версию. Но мы ей недовольны. Нам кажется, что все это может звучать еще более интересно. Поэтому мы вернемся в студию с нужным нам продюсером и все перезапишем».

The Ghosts не стремятся затмить в Британии группы Kasabian и Muse. Лондонские рокеры, как и их друзья, группа «Мумий Тролль», — какой-то новый тип музыкантов, не столько стремящихся к увеличению размеров своего фан-клуба, сколько жаждущих новых впечатлений, площадок и экспериментов. «Я никогда не мечтал о том, чтобы создать самую крутую группу в мире! — рассуждает Алекс Старлинг. — Я был заинтересован больше в том, чтобы не переставая писать песни. Для меня в равной степени важно то, что я делаю для моей группы, и то, что делаю для сторонних исполнителей, с которыми работаю как автор. Я хотел бы, чтобы The Ghosts выпустили много альбомов. Но это покажет время. Раньше лейблы рулили музыкальными вкусами людей. Говорили, какую группу нам стоит слушать. В интернете вы можете слушать что вам нравится. Поэтому вам не нужно зацикливаться на одной группе. И вот я даже не знаю: нужно ли сейчас музыканту стремиться быть популярным?»


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245239
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246846
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413326
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419782
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423854
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429153
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429822