The Jack Wood: «Рок-н-ролл в России — это сплошной рафинад»

Томское рок-трио, выступавшее на Гластонбери-2015, о сотрудничестве с Pussy Riot, знакомстве со Скарлетт Йоханссон и новой волне русского рока

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© the f number

Если вы попробуете поговорить с иностранцем о современной русской музыке, то, скорее всего, наткнетесь на слепое пятно полного незнания. Если вам сильно повезет, то ваш собеседник назовет одно-два имени — среди них может оказаться и The Jack Wood. Томское трио, играющее гаражный блюз-рок на английском языке, последний год часто выступает за границей, после того как вокалистка The Jack Wood Саша стала ассоциироваться с голосом Pussy Riot, исполнив две последние англоязычные песни арт-панк-проекта: «Don't Cry Genocide», засветившуюся в сериале «Карточный домик», и «I Can't Breath». The Jack Wood выступали в Нью-Йорке вместе с Терстоном Муром из Sonic Youth, Ником Зиннером из Yeah Yeah Yeahs и отцом панка Ричардом Хеллом, а также на фестивале Гластонбери-2015, став чуть ли не первой русской рок-группой, появившейся на одном из самых известных фестивалей мира. Недавно вернувшись из Европы, группа снова планирует поездку в Штаты, а также готовит к выпуску осенью сингл, часовой видеоконцерт и — ближе к зиме — третий альбом, на котором обещает новый звук.

Денис Бояринов встретился с Сашей и Денисом (гитаристом The Jack Wood) в клубе «16 тонн» и обсудил сотрудничество The Jack Wood с Pussy Riot, политический активизм и новый русский рок-н-ролл, который их раздражает.

— Давно ли вы были в Томске?

Саша: Все вместе? Давно. Нас хотят в августе привезти, но пока неизвестно, привезут ли. Да и мы не горим желанием, если честно.

— Почему? А как же возвращение на родину в статусе звезд?

Саша: Там никто не готов признать и малейший успех нашей группы. Скажут: «Столичные приехали, фу-у-у». Это зависть. Она была главной причиной, почему мы оттуда сбежали.


— До The Jack Wood у вас в Томске была группа Teddys Band.

Саша: Разные у нас были группы. И все они были отстойные — что у меня, что у Коляна (барабанщик The Jack Wood. — Ред.), что у Дениса.

— А что играли Teddys Band?

Саша: Какофонию. Поэтому я быстро распустила группу. Я хотела другое делать. Мы тогда с Денисом враждовали, и пока мы враждовали, он начал делать то, что я хотела. Тогда мы перестали враждовать и записали за ночь альбом.

— Так началась группа The Jack Wood?

Саша: Да, в 2011 году.

— А что было потом? Я пытаюсь восстановить хронологию группы.

Саша: Это очень сложно. Я тоже пытаюсь это сделать, потому что веду концертный дневник. Я остановилась на 2012 году, потому что поняла, что ничего не помню. Быстро началась кутерьма, и она продолжается до сих пор.

Я никогда не хотела быть участницей Pussy Riot.

Денис: The Jack Wood по сути существует с 2012-го. Потому что в 2011-м нас было только двое. Наш первый барабанщик передознулся.

Саша: И у нас не было барабанщика вообще. Первые два выступления проходили под драм-машину. Это был полный отстой.

— Хорошо, раз в прошлом так все запутано, давайте поговорим про недавние события. Когда вы познакомились с Pussy Riot?

Саша: Они меня нашли в прошлом году, чтобы записать трек для сериала «Карточный домик». Я согласилась на условии, что они укажут в титрах нашу группу. Нас не указали. Теперь я их этим шантажирую.


— Теперь иностранная пресса считает тебя участницей Pussy Riot.

Денис: Журналистские штучки.

Саша: Pussy Riot придерживаются точки зрения, что любая может быть участницей. Я никогда не хотела быть участницей Pussy Riot — у меня другие цели и способы самовыражения. Я никогда не хотела быть политической активисткой, а они никогда не были музыкантами. Я, конечно, та еще Pussy Riot. Но я поработала благодаря этому проекту с прекрасными нью-йоркскими музыкантами — Ленни Кеем и Ричардом Хеллом, которые не стремаются того, что кто-то назовет их Pussy Riot. Коллаборации крайне полезны.

— Как себя сейчас чувствует Ричард Хелл?

Саша: Он ох*енен — он был и остается лучше всех. Я состою с ним в переписке и каждый раз реву, когда он присылает очередное письмо. Они большие и теплые. Он не стал с возрастом богатым американцем, живущим в роскошном особняке и с кучей любовниц. Он простой и классный мужик. От него круто воняет. Он очень игривый — обещает жене, что едет на студию и будет паинькой, а потом выходит на улицу и говорит: «Ну что — погнали!» Старик говорит, что скоро умрет, а такой бодрый!

— Как вас приняли другие нью-йоркские музыканты?

Саша: Они все оказались на удивление открытыми и дружелюбными людьми — без налета звездности и снобизма. Даже достаточно скучный Терстон Мур (гитарист Sonic Youth. — Ред.), у которого на лице написана вся печаль мира, подошел к нам после концерта и грустно сказал: «Nice show».

Мы за личных демонов и за рок-н-ролл!

— На фестивале журнала Vice вы выступали после Скарлетт Йоханссон — она тоже без снобизма?

Саша: Да, снобизма нет никакого. Мы познакомились. Она низенькая. Я и с Карен О (вокалистка Yeah Yeah Yeahs. — Ред.) там познакомилась. Мне было немного стыдно, потому что она стала рассказывать, как ей понравился наш альбом. Спрашивала: «Интересно, откуда в твоем теле столько голоса?» Я думала, откуда эта женщина меня слышала, если мы еще не выступали. А потом поняла, что Ник Зиннер дал ей послушать наш альбом, потому что только у него в Штатах он есть, и что это Карен О.

— Вы собираетесь использовать приобретенные вами связи? Сделать совместный трек с Ричардом Хеллом или Карен О?

Саша: С Хеллом у нас уже есть клип, снятый Pussy Riot. Он не нравится ни нам, ни Ричарду Хеллу. Но есть второй клип — документальный, он очень крутой. Я не знакомлюсь с ними как деловой персонаж с деловым персонажем. Мне просто интересно. И я не собираюсь клянчить о помощи: «Мы из России — у нас все сложно». У них есть наши контакты: захотят — напишут.


Например, в Лондоне мы познакомились с вокалистом The Horrors — я думала, у меня остановится сердце: я не могла на него смотреть.

Денис: Мы фанаты этой группы. С самого первого альбома, даже не альбома, а сингла.

Саша: Он выглядит очень социопатично, я даже не думала к нему подходить. Когда мы познакомились, он сам стал о нас расспрашивать и сам предложил помощь. Когда узнал, что мы хотим выступить в Лондоне, сразу же сказал: вот мое мыло, напиши мне. Я написала просто: «Привет, я Саша из The Jack Wood. Мы познакомились на студии». И он ответил и действительно связал нас с разными промоутерами. Вот это очень приятно.

Я не могу сказать, что я просыпаюсь и думаю: вот начался новый день, в который мы обязательно должны сделать что-то важное, потому что мы делаем что-то важное. Об этом вообще не стоит задумываться. Но когда мы выступали на Гластонбери, я видела, как люди сильно удивляются, что мы из России. «Вы из России, вау, как интересно!» У них нет ни малейшего представления о том, что в России происходит. То, что у нас появилась маленькая возможность показать, что у нас вся молодежь не ходит в валенках и не слушает Бабкину, — это здорово. Мы можем показать нашу страну с хорошей стороны.

Если люди протянут мне надувной член, я тоже возьму его, но хотя бы с членом я знаю, что делать.

— Вы устроили трэш и угар на Гластонбери?

Денис: Каждый день.

Саша: Гластонбери — это в принципе трэш и угар. Все люди, которые туда пришли, пришли только за этим. И это было потрясающе. Мы устраивали там разное каждый день. Я придумывала разные задачи, которые надо было выполнить, — например, срочно купить парик. Что-то на меня нашло.

Денис: Учитывайте, что для того, чтобы пройти из одного конца Гластонбери в другой пешком, нужно два часа. Мы провели в поисках парика полдня. Вот это был настоящий трэш и угар.

Саша: Зато какие — по колено в грязи и совершенно нетрезвые. Ух (смеется)!

© the f number

— Ты сказала, что никогда не стремилась стать политической активисткой. И сейчас, после общения с Pussy Riot, вы по-прежнему в стороне от политики?

Денис: Ничего не изменилось.

Саша: Мы не бессердечные и пох*истичные типы. Нас расстраивают многие вещи, которые происходят в мире. Но мы не хотим использовать наши песни и сцену как подиум для пропаганды.

Денис: Мы за музыку, за личных демонов и за рок-н-ролл!

— Саша, если бы тебе, как певице Земфире, на концерте протянули из публики украинский флаг, ты бы взяла его?

Саша: Да. Взяла бы. Если люди протянут мне надувной член, я тоже возьму его, но хотя бы с членом я знаю, что делать, — я могла бы это как-то обыграть. А про флаг я знаю лишь то, что если им обмотаешься и потрешься об него задницей, то эта страна начнет на тебя наезжать. Но это же зрители протянули — они, наверное, ничего плохого не имеют в виду.

Меня больше всего раздражает волна нового русского рока.

Денис: Меня поражает, насколько люди заигрываются в политиканские игры и путают с ними реальность. А что такого в украинском флаге? Это просто страна. Там живут такие же люди, а у кого-то и родственники. Что символизирует украинский флаг в твоей руке? Что ты против России? Что ты антипутинский? Это же бред!

Саша: Так много тем более интересных, чем политика, о которых можно поговорить. Когда со мной после концерта пытаются поговорить о политике: «А что вы думаете о...» — я отвечаю просто: «Я не думаю». Правда, ведь можно жить и не думать о политике.

— Что, на ваш взгляд, сейчас происходит с рок-н-роллом в России?

Саша: П*дореет. Рок-н-ролл в России — это сплошной рафинад. Фейков очень много. Право каждого — изображать на сцене то, что он хочет изображать, но на сцене же врать невозможно.

Денис: Меня больше всего раздражает волна нового русского рока — а-ля постпанк из Сибири. Полезли как тараканы. Одни копируют группу «Труд», другие копируют группу, которая копирует группу «Труд», — и все вместе копируют «Кино». Вот пример того, как музыканты пытаются вылезти на околосоциальной теме и на модной волне. К примеру, группа Ploho, с которой мы играли в 2012 году в Новосибирске, — тогда они пытались делать гаражный рок, и у них ни фига не получалось. Теперь они делают постпанк на русском языке и с драм-машиной и играют на фестивале «Боль». Ну это просто смешно...

Саша: Ты такой злой, а тем временем в «16 тоннах» играет прекраснейший Отис Реддинг. Спасибо клубу за это. Даже в Европе найти его пластинку можно с большим трудом. Я искала — меня спрашивали: «Кто? Отис Реддинг?» Чуваки, да вы что?!


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249200
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415830
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420193
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425419
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426804