СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 2024192На четвертом альбоме «Кассиопеи» Иисус Христос пляшет кадриль с шимпанзе, Железный Дровосек сплеча рубит девушек, монастырский отрок видит сны о том, что он бог разврата Дионис, — словом, опять происходит какая-то дичь. Возмущенное «Что за дичь!» — вот реакция, которую чаще всего вызывают песни минского трио даже у людей искушенных — читавших Хармса и Олейникова, слышавших «Звуки Му» и The Residents. Но встречаются и другие люди, которые за карнавальным абсурдом и клоунским паясничаньем «Кассиопеи» видят точные и скорбные наблюдения о человеческих судьбах. Им, этим ненормальным, «специальным» людям, минское трио предлагает послушать свой новый альбом «Крестик», еще более комический и трагический, чем обычно:
COLTA.RU отправила «Кассиопее», состоящей из театрального звукорежиссера Александра Либерзона (музыка), актера Ильи Самохвалова-Черепко (голос и тексты) и снайпера стрелковой дивизии Сергея Соколова (гитара), вопросы письмом по электронной почте, а в ответ получила фотографии нескольких бумажных листков.
— Почему «Крестик» — «антиклерикальный» альбом? Вы уже не первый раз замахиваетесь на святое. В прошлый раз на «Стивен Кинг и мы» вы насмешничали над буддийскими ламами, которые пытались оживить Микки Мауса, а в этот раз у вас Христос танцует с шимпанзе — повторяетесь или развиваете тему?
— Во-первых, определение «антиклерикальный» придумали вы сами в анонсе нашего клипа, а мы такими словами не пользуемся. А во-вторых, альбом не про Бога, а про людей, им обиженных. Короче, про себя в не лучшие моменты нашей жизни. А песня «Иисус и шимпанзе» («Два идеальных человека». — Ред.) вообще про дружбу. В ее глобальном смысле.
— К вам приклеился ярлык «спец-поп-группа». Как вы к нему относитесь? Что в вашей музыке и песнях специального?
— Мы всегда хотели работать в поп-формате, но наш поп-формат не совпадал с общепринятым, и клевали на него (почему-то) люди с различными отклонениями и изъянами во вкусе. В общем, специальные люди. А что там именно специальное — не нам судить.
— Есть ли у группы «Кассиопея» концепция? Есть ли какие-то правила — писаные или неписаные? Запрещенные приемы, на которые вы никогда не пойдете? Слова, которые никогда не будете употреблять?
— Скорее не концепция, а контрацепция: мы пытаемся защитить производимое нами от мейнстрим-тенденций. Например, мы всегда пытались избегать табуированной лексики, но, к сожалению, в последнем альбоме наш кондом прорвался (см. песню «Умру»). На что мы сказали сами себе: «Ну и <…> с ним!»
— Есть ли у вас единомышленники по подходу к творчеству — в Белоруссии, России или за рубежом? Нам кажется, что «Кассиопея» — это такие минские The Residents. Вам было бы лестно такое сравнение?
— С возрастом мы стали нечувствительны к лести, поэтому нам от сравнения с кем-либо ни холодно ни жарко. Residents — хорошая группа, но авангардная, а мы все-таки поп. А что касается единомышленников... упаси Боже кого-нибудь думать так же, как мы. Людей жалко.
— Почему на новом альбоме так мало песен — за три года можно было и побольше написать?
— В этом альбоме песен ровно столько, сколько задумал Бог. Ни больше ни меньше. А если вам кажется, что мало, значит, вы перечите Божьей воле.
— Какие новости у минского Театра юного зрителя, в котором вы работаете? Расскажите о новых спектаклях, новых ролях и новых костюмах.
— В Белоруссии, когда пушки говорят, музы молчат.
Альбом «Крестик» выходит на лейбле SunWoofer. Концертная презентация альбома «Крестик» пройдет:
20 ноября в Санкт-Петербурге — клуб The Place
21 ноября в Москве — клуб «Смена»
22 ноября в Минске — новая площадка «Пляцоўка Хол»
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 2024192Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249432Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416079Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202416822Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419513Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420387Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425427Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425629Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202426970