5 мая 2016Общество
718

Фольклор «на лабутенах»

Как «лабутены» из песни Шнура «Экспонат» зашагали по сети и по жизни

текст: Александра Архипова, Мария Волкова, Данила Рыговский
Detailed_picture© Fancy Shot

COLTA.RU публикует сегодня три материала в связи с выходом нового клипа «Ленинграда» «В Питере — пить», который, по мнению редакции, прояснил и оформил проект Шнура и режиссера Анны Пармас по созданию энциклопедии русской современности в песнях и образах.

Почитайте критику этого проекта со стороны Елены Евграфовой и Ольги Бешлей. И заодно про увлекательное путешествие «лабутенов» из клипа «Экспонат» по волнам сетевого фольклора и самой жизни в маленьком исследовании, проведенном Данилой Рыговским, Марией Волковой и Александрой Архиповой из исследовательской группы «Мониторинг актуального фольклора» (РАНХиГС).

История о девушке, которая прихорашивается (не слишком удачно) перед «культурным свиданием», пытаясь соответствовать стереотипным запросам моды, — это, по сути, история современной Золушки, рассказанная группой «Ленинград» в клипе на песню «Экспонат». Ролик, опубликованный на YouTube 13 января, вызвал бурную реакцию и к началу мая набрал свыше 70 млн просмотров. Посмотрим, как песня и клип были развиты и продолжены сетевым фольклором.

Первая строфа песни, в которой упоминается поход на выставку, становится предметом многочисленных шуток, где разные герои ходят на соответствующие своему «культурному облику» мероприятия:

Водив мине Микола
В музей Голодомора

Ходили всем кагалом на выставку Шагала.
Там было шикс немало, халоймес и бардак.
Но я на них чихала — дала понять сначала:
На выставке Шагала я — главный цимес, так!

Продуктивное клише, припев песни «на лабутенах, нах…», тоже стало использоваться как текстопорождающая модель и для фольклорных текстов, и в профессиональном маркетинге (оно стало частью рекламы свадебных агентов, небольших развлекательных учреждений и не только).

Клише в шутках о российско-украинском конфликте


Реклама на трамвае в Екатеринбурге


Зараженность «лабутенами» привела к возникновению большого количества текстов, выражающих усталость и раздражение от этой темы:

Как я тебя узнаю?
— Я буду в лабутенах нах и в о*ительных штанах.
— Я не приду.

Неологизм «лабутениться»


Но дело не только в том, что песню смотрели снова и снова, — нет, реакция пошла дальше: стали возникать устойчивые фольклорные тренды и социальные практики, основанные на этой песне. Почему?

Очевидный ответ связан с тем, в какое время вышла песня — в эпоху импортозамещения. Что такое «лабутены», российскому пользователю было совершенно неизвестно, поэтому многие бросились искать ответы в Гугле и Яндексе. Взрыв интереса к «лабутенам», который последовал за публикацией клипа в январе 2016 года, в разных регионах России проявился, судя по статистике интернет-запросов (Google Trends), заметно по-разному. Чисто познавательный интерес — «что такое лабутены» — оказался выше в небольших периферийных регионах (Хакасия, Мордовия, Брянская, Ивановская области, Забайкальский край), а интерес более прикладной — «где купить лабутены» — затронул регионы более крупные и богатые: Москву и Московскую область, Петербург, Ростовскую область, Краснодарский край.

В клипе с иронией показано, как не очень финансово обеспеченная Золушка, получив заветные туфли, переделывает их «под лабутены», то есть красит подошву в красный цвет. Разумеется, такой способ изготовить дорогостоящий бренд в домашних условиях был не придуман создателями ролика, а заимствован из «народной» практики. Все мы помним рассказы дедушек, как они красили щиколотки в черный цвет, потому что не было носков. Но после публикации клипа можно наблюдать возврат к этой практике: в сети стали появляться не только фотографии лабутеноподобных туфель, но и советы, как «сделать лабутены самим».

Практика изготовления лабутенов в домашних условиях


Сергей Шнуров, который регулярно собирает отклики на свои песни, по этому поводу написал в Инстаграме:

Мы вот тут всё спорим о чем-то, восхищаемся, критикуем, недоумеваем и восторгаемся. А некоторые самые сметливые из нас уже всерьез, на деле, а не на словах, занялись этим... Как его?.. Ну этим... Импортозамещением. Так вроде бы это называется. #налабутенахнах.

«Лабутеновое импортозамещение» привело к возникновению целого пласта визуального фольклора.

Русские лабутены


Лабутены — это вывернутые калоши


Тема «лабутенового импортозамещения» продуктивна, она порождает языковую игру, появляются неологизмы, такие, как «лапутены» (варианты: «лапутины/лапотэны»).

Лапутены


Лягутены


В реакции на клип хорошо видна современная «культура соучастия» (participatory culture): изначально пассивные зрители/потребители берутся за домысливание созданных профессионалами произведений или поиск новых ракурсов в их восприятии.

В «Экспонате» нам предъявляется вся изнанка свидания с одной стороны, женской. Поэтому большая часть пародий создана путем инверсии, мужского варианта. Например, вместо «лабутенов» молодых людей интересует дорогой автомобиль, который есть у друга. Естественно, различаются предметы, но в целом сборы и одевание очень похожи на женский вариант (парни тоже перебирают весь гардероб, принимают ванну, пытаются «подкачать» мускулы и совершают множество других «нелепых» действий).

Закрашивание дырки в носке (мужская пародия) и закрашивание подошв туфель (оригинал)


Образ девушки в оригинальном клипе и юноши в инвертированном варианте


Застёгивание штанов в оригинале и в пародийном варианте


Текст, пародирующий модель известной сказки о бедной девушке, которую приодела добрая волшебница и отправила на бал (в клипе помимо Золушки есть и свои добрые феи: мама и «кисуня», спасающие главную героиню), оказался очень востребован. В рамках «культуры соучастия» зрители развили и адаптировали сюжет клипа и вещи, связанные с ним. Пародия постепенно перестала быть пародией. Участники флешмоба «сделай лабутены сам» переходят от высмеивания героини к сочувствию, а затем и к уподоблению себя простой девушке, которая мечтает «пробиться в люди», устроить свою судьбу — прямо как героиня культового фильма «Москва слезам не верит».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20249403
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 202411015
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202417118
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202423404
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202427402
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202432740
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202432012